16

7 ноября, в Дмитриевскую родительскую субботу, викарий Киевской Митрополии епископ Боярский Феодосий совершил заупокойную Божественную литургию в Крестовоздвиженском храме г.Киева. Его Преосвященству сослужило духовенство храма.

Во время богослужения владыкой была прочитана молитва Господу Вседержителю о мире и прекращении междоусобной вражды в Украине. В завершение Литургии епископ Феодосий произнес проповедь, после которой была совершена панихида по усопшим.

Свое слово к собравшимся верующим Его Преосвященство начал с напоминания о том, что земная жизнь каждого человека имеет окончание. Все мы об этом знаем, но все равно огромную печаль и боль приносит нам смерть близких нам людей. Скорбь расставания естественна для человека. И Господь наш Иисус Христос прослезился, услышав о смерти своего друга Лазаря, которого Он любил (Ин.11:31-35). Ведь даже если, расставаясь на время, мы грустим и, бывает, проливаем слезы, то тем более горе постигает нас, когда смерть разлучает нас навсегда в этой земной жизни. Но, тем не менее, надо помнить, что даже такое расставание – должно быть лишь расставанием временным. Каким же оно будет, временным или вечным, – зависит во многом от нас.

Земная жизнь дана человеку для того, чтобы исполнять заповеди, молиться, участвовать в церковных Таинствах, очищать свою душу покаянием. А смерть подводит итог жизни человека. За чертой смерти он теряет возможность молиться, каяться и исправляться. У него остается одно – надеяться и ждать помощи и молитв Церкви земной – верующих родных и друзей, оставшихся на земле. Он, по слову святителя Феофана Затворника, нуждается в наших молитвах, как бедняк в куске хлеба и чаше воды.

Мы же, теряя близкого сердцу человека, должны задаться вопросом: «Что еще я могу сделать для моего любимого?». Молитва – вот то главное, что мы можем принести нашим родным и близким. Великую силу имеют молитвы за усопших. Многое могут сделать молитвы для загробной участи даже такого человека, который был далек от исполнения заповедей Божиих. В одном древнем житии святителя Григория Двоеслова есть такой рассказ. Святитель взял на себя дерзновение молиться за умершего императора Траяна, воздвигшего в свое время гонения на христиан. К Траяну святой Григорий проникся сочувствием, узнав, что тот при жизни, не смотря на свои заблуждения, был справедливым и милосердным правителем, призиравшим вдов и неимущих. Со временем святитель Григорий получил откровение от Бога, что его молитва была принята. И таких историй в церковном Предании и житиях святых немало. Они дают нам утешение, они окрыляют нас в молитве за наших родных и близких, особенно за тех, которые были далеки от церковной жизни.

А еще, нам очень важно знать и помнить следующую аксиому духовной жизни. Если наши близкие умерли, не будучи исполнителями заповедей Божиих, мы можем им помочь не только молитвой, но и исправлением своей жизни. Ведь мы сокровенно, но сильно связаны с ними нитью любви. И изменяя себя, совершая Христовы заповеди здесь, на земле, мы тем самым можем восполнить то, 23чего они не совершили, не доделали в духовной жизни. Если мы простим всех, на кого имеем обиды, покаемся в грехах, оставим всякую нечистоту, полюбим Церковь и будем чаще приступать к церковным Таинствам – при этом памятуя и молясь о наших близких – то, по милосердию Божиему, наши умершие родные тоже смогут получить благодать, которую хотя сами и не заслужили, но двери для которой откроют в них наши любовь и усердие.

(116)