17 января, в Неделю 33-ю по Пятидесятнице, день памяти Собора 70-ти апостолов, викарий Киевской Митрополии епископ Боярский Феодосий совершил Божественную литургию в Крестовоздвиженском храме г.Киева.

Его Преосвященству сослужило духовенство храма.

В завершение Литургии епископ Феодосий произнес проповедь: 

Сегодня, в Воскресенье перед Богоявлением, Церковь молитвенно вспоминает Собор 70-ти апостолов Христовых. Кто были эти 70 апостолов? Мы хорошо знаем о двенадцати апостолах. Но помимо ближайших двенадцати учеников у Спасителя был еще второй круг учеников, и даже третий. Во второй круг входило 70 человек, а в третий – 500. Это были люди, которые не всегда и не везде ходили со Спасителем, но они последовали Его учению и были наставляемы в словах Истины и Благовестия двенадцатью ближайшими учениками. По Вознесении Господнем они разнесли Благую Весть по всему миру.

В число 70-ти входил и апостол и евангелист Марк. Он был ближайшим учеником апостола Петра. Сегодня за богослужением мы слышали начало его Евангелия. Апостол Марк без раскрытия предыстории, которую мы находим у других Евангелистов, сразу начинает свое повествование с того, как Христос приходит креститься от Иоанна Крестителя в Иордане. В этой же первой главе от Марка мы узнаем и об избрании апостолов, и об изгнании нечистого духа, и об исцелении тещи апостола Петра, и о других чудесных исцелениях, которые совершил Спаситель.

Евангелие от Марка в этом плане особенное. Оно отличается от остальных трех Евангелий лаконичностью, краткостью и как бы “сжатостью”. В нем часто встречается наречие «тотчас». Когда другие Евангелисты говорят «потом», или «после этого», или как-то иначе переходят от события к событию, у евангелиста Марка все повествование предельно сжато, а события следуют непосредственно одно за другим, одно заканчивается и «тотчас» начинается другое. Можно предположить, что евангелист Марк, писавший для язычников Римского мира, старался максимально облегчить повествование для восприятия светского и суетливого человека, не осложняя текст подробностями и отступлениями от основной линии рассказа. В этом Евангелии видна логическая четкость и единая Богодухновенная линия повествования. Возможно, что это обусловлено также и тем, что апостол Марк был учеником первоверховного апостола Петра – человека ревностного, горячего и прямолинейного.

Благодаря лаконичности и простой нити изложения Евангельской истории, Благовествование от Марка очень понятно, доступно и современно нам. Его рассказ легок для понимания современного человека, который часто в суете и заботах жизни не склонен проникать в суть вещей глубоко, и если даже хочет что-то узнать, то лишь по-быстрому, не углубляясь – совсем как житель языческого Рима І века. Именно для таких людей и писал апостол Марк. Он обращал свое повествование к язычникам, а на кого больше всего своим поведением похож наш современник, как не на язычника?

Поэтому очень важно и нам в нашей суете и постоянном рассеянии внимания и душевных сил, регулярно читать Евангелие. Евангелие от Марка будет очень полезно тем людям, которые готовы узнать больше о Христе, готовы читать Священное Писание, но, как им кажется, не имеют для этого времени. Через Евангелие от Марка они смогут сделать первый шаг в вере, открыть для себя священную историю Нового Завета, которая приведет их к полноценной благодатной жизни в Боге.

(133)