Викарий Киевской Митрополии архиепископ Боярский Феодосий во время воскресного слова прихожанам Кресто-Воздвиженского храма в г.Киеве 21 октября 2018 года дал духовные наставления о правильном отношении к текущей ситуации в Православной жизни Украины.


Дорогие Братья и сестры!

Сегодня верующие люди взволнованы происходящим. Как мы должны сегодня себя вести и как правильно воспринимать эти события? Что делать? Прежде всего, все верующие нашей Украинской Православной Церкви, канонической Православной Церкви, должны понимать и твёрдо знать: ничего в церковной жизни Украины не изменилось! Украинская Православная Церковь, как была единственной канонической Церковью, несущей благодать своим верующим и всей Украине, — так и остается единственной благодатной, канонической Церковью Украины.

Наша Церковь несет свое служение на территории всей Украины, даже там, где нынешняя власть Украины не достигает – в Крым и на Восток страны. Православная Церковь Украины — от Ужгорода до Донецка и Луганска, от Симферополя и Севастополя до Сум и Чернигова, то есть от востока – до запада, от севера — до юга, — является самой большой, канонически основательной и, безусловно, благодатной Церковью Украины. Мы знаем, что не так давно наши украинские раскольники – группа бывшего митрополита Филарета и т.н. УАПЦ получили легализацию от Константинопольского Патриарха Варфоломея.

Что это может значить для нас? Для нас это не значит ровным счётом ничего. И вот почему: Православная Церковь живет по своим правилам и канонам, которые мы, православные люди, считаем незыблемыми, считаем оградой для Православия. Канонические правила и законы составлялись со времен Апостолов на протяжении первого тысячелетия и являются фундаментом Церкви. Время от времени различные церковные образования отходят от Православной Церкви, уклоняясь в раскол. Иногда этот раскол длительный, даже тысячелетний. Так однажды произошло с Римской Православной Церковью — по причинам не духовным, а горделивым, властным, которыми нарушались каноны Православия.

Рим был исторгнут из среды Вселенского Православия и остался один. Так, Римская Православная Церковь стала Церковью Католической. Но поскольку она являлась Церковью Рима и второй частью Римской Империи, Церковью Западного Мира, который динамично и цивилизованно развивался, то не пропала в перипетиях истории, но дожила до сегодняшнего времени и стала развитой сильной структурой – Римо-Католической Церковью, некогда бывшей одной из семьи Православных Церквей.

Нечто подобное происходит на протяжении последних 100-ти лет с Церковью Константинополя. Несмотря на то, что в отличие от Римской Церкви своего времени, Константинопольский Патриарх находится в затруднительных условиях… По сути, Константинопольского Патриархата как Поместной Церкви не существует: резиденция Патриарха находится в Стамбуле, на территории Турции, православного населения практически нет… Титул и должность Патриарха Константинопольского, фактически, символические. Но, тем не менее, дань чести Константинопольскому Патриарху православным миром оказывается на протяжении всех тех столетий, когда после падения Константинополя на той территории стали жить и править турки.

Проблема в том, что последние 100 лет Константинопольский Патриархат идет по тому же злокачественному пути, по которому Рим прошел 1000 лет назад. В нарушение канонов и правил Церкви, в нарушение самого духа Православия! Там мирское стали ставить выше духовного. Законы человеческой гордости и светской власти, понимаемые по земному рассуждению, стали ставить выше канонов Православия. Если кто-то думает, что произошедшее сегодня в Киеве с Константинопольским Патриархатом, — нечто новое, то это вовсе не так. Дело в том, что Константинопольский Патриархат на протяжении столетия, в той или иной форме, предпринимал шаги, не свойственные Православному Патриарху. Каноны твёрдо говорят, что ни одна Поместная Церковь, ни один епископ на чужую территорию со своими законами и правилами вступить не может, тем более совершать там суд и хозяйничать. Это незыблемые законы с апостольских времен, которые Апостолы соблюдали и заповедали своим преемникам их соблюдать. Тем не менее, Константинопольский Патриархат в течение последнего века поступает во многом вопреки им.

Проиллюстрирую это вам на близком нам примере 100-летней давности. Мы с вами прихожане киевского Кресто-Воздвиженского храма. Многие из нас знают, что в нашем храме был крещён известный литератор, ставший классиком, Михаил Афанасьевич Булгаков, который был сыном профессора Киевской духовной академии. Его семья снимала квартиру на Воздвиженке у тогдашнего настоятеля Кресто-Воздвиженского храма, здесь же родился М.А. Булгаков и был крещён в нашем храме. Кто читал его произведения, тот знает, что в нашем городе в то время происходило практически то же, что и сегодня: столкновение тех же идей в той же агрессивной форме.

Подобное происходило и в церковной жизни. Что было в плане гражданском – можно почерпнуть из романа М.Булгакова «Белая гвардия», а что в церковном – в его фельетоне «Киев-город». Думаю, что большинство из нас – киевляне по рождению, и юность Михаила Булгакова проходила, скорее всего, как и наша – в цветении каштанов, в мире и благополучии. И вдруг, как говорит Михаил Афанасьевич, что-то произошло в один миг, и всё пошло колесом… Он описывает в этом произведении и церковную жизнь того времени. Тогда каноническую Церковь называли “старой” Церковью, а нас «тихоновцами», поскольку Патриарх Тихон, которого мы сегодня чтим во святых, был Предстоятелем канонической Православной Церкви. А революционная власть как в Москве и Петербурге, так и в Киеве создавали свои маргинальные раскольничьи структуры: «обновленцев», «самосвятов» или «липковцев». Эти “церкви” использовались властью для борьбы с канонической Церковью, “старой”, при этом истинных верующих обзывали «тихоновцами».

К чему я делаю этот экскурс в историю? В 20-е годы ХХ века Константинопольский Патриархат признал «обновленцев» — «единственной законной церковью» на территории Русской Православной Церкви, а Святого Патриарха Тихона назвал «человеком, который вносит смущение в церковную жизнь». Не правда ли, очень похоже на сегодняшние реалии?

Памятуя события 100-летней давности и такое поведение Константинопольского Патриарха, мы уже с вершины истории можем делать выводы и понимать: правда Божия не бывает посрамлена, правда Божия всегда восторжествует. Даже тогда, когда кажется, что зло победило и заполонило все сферы нашей жизни. Чёрное называется белым, а белое называется чёрным и так уверенно, что даже нашим соседям, и друзьям, а иногда и нам самим кажется, что чёрное – это и на самом деле слегка белое. Когда такие тучи ходят над нашими сердцами — никогда не нужно забывать, что правда Божия, рано или поздно, восторжествует. Где эти «обновленцы»? Кто о них помнит? А ведь им были отданы практически все храмы и в том числе храмы нашего Киева. Но оставшиеся немногочисленные церкви “старого” исповедания были битком набиты верующими, “тихоновцами”, желающими причаститься, потому что они знали, что благодать есть лишь в истинной Церкви, а не у «обновленцев», которых поддерживала революционная власть. Тогда же священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский и Галицкий, был выведен за стены Киево-Печерской Лавры и расстрелян по наущению самосвятских священников, «самостийников», как их тогда называли. Где они? Никто не помнит о них, а Патриарх Тихон и Священномученик Владимир – во святых, а Церковь, которую Патриарх возглавлял существует поныне и до скончания века будет существовать, ибо «врата ада не одолеют Её» (Мф. 16, 18). Да, многие верующие Православной Церкви пострадали, были в тюрьмах или отдали свои жизни за веру, но Церковь осталась крепкой и истинной.

Большую скорбь и жалость для верующего сердца простого человека, нашего духовенства, иерархов вызывает то, что Константинопольский Патриархат вновь, 100 лет спустя, не оставляет своего странного поведения. Для большинства наших верующих людей первые дни после этого решения были прожиты в растеряности, ведь по канонической логике это не возможно…

Но это произошло…

Знаете, когда в семье какие-то проблемы с отцом, например, отец пьющий, то семья старается эти проблемы скрыть, никак не показывать. Когда семья выходит в люди, то приводит отца в порядок, чтоб никто не понял, что он пьющий. В гостях пороки отца своего стараются скрывать. Но всё это до времени – пока отец не переходит красную черту, когда он вводит в дом блудницу или собутыльников…

Нечто подобное произошло и сейчас в нашей церковной жизни. Эти проблемы, которые возникали из-за того, что предпринимал Константинополь в последние 100 лет, в том числе, когда он признал «обновленцев», ведь тогда Церковь была гонима, епископы были в тюрьмах, священники расстреляны, миряне в концлагерях или на лесоповалах. В самое тяжелое время для нашей Церкви Константинополь поставил «подножку»!.. Мы не говорили об этом, мы молчали обо всех проблемах, которые создает Константинополь, мы их скрывали для того, чтобы не выносить сор из избы. Но теперь мы больше не можем молчать. Патриарх Сергий в ХХ-м веке сказал, когда Константинополь признал «обновленцев», что «общение Константинопольского Патриарха с обновленцами может только Патриарха сделать обновленцем, а не обновленцев православными».

То же происходит и сейчас: Филарет со своей когортой не стал благодатным от того, что его легализовал Константинополь. Сам Константинополь вывел себя из канонического поля и поставил под сомнение своё дальнейшее пребывание в семье Православных Церквей, под большим сомнением теперь его авторитет в православном мире.

У нас, возможно, теперь начинается время, когда придется твёрдо постоять за исповедание своей веры, своей Церкви, и надо прекрасно понимать: «филаретовцы» не стали благодатными, и те из них, которые имеют сознание, – понемногу продолжают возвращаться в Церковь из раскола. Такое, например, произошло буквально неделю назад в Ровенской епархии УПЦ. Один из филаретовских т.нз. «священников» принес покаяние и был рукоположен в сан диакона, поскольку он понимал, что священником не является и не станет священником от этого решения Фанара, что раскол продолжает быть расколом и безблагодатность продолжает быть безблагодатностью, а что истина и благодать Христова — только в нашей канонической Церкви.

Для того, чтобы не потерять правильный ориентир и понимать, как действовать в этот непростой период нашей церковной жизни, давайте будем внимательно слушать и ориентироваться на голос нашего Пастыря – на голос Блаженнейшего Митрополита Онуфрия! Это человек святой жизни и твёрдого монашеского устроения. Господь поставил Митрополит Онуфрия во главе УПЦ не просто так. Предстоятелем мог стать кто-то иной из митрополитов — с другими талантами, но Господь поставил именно Блаженнейшего Митрополита Онуфрия, человека твёрдого, принципиального и неотступного. Давайте слушать его голос как голос нашего Пастыря и будем тверды в своем уповании, давайте слушать голос Священного Синода УПЦ, голос Архиерейского Собора УПЦ, если он соберется, и всей РПЦ, т.к. наша УПЦ канонически находится в общем лоне Русской Церкви, как это было со времени Крещения Руси. А за Патриарха Варфоломея и за Константинопольский Синод, которые дошли до того, что, возможно, толкают нашу страну и нашу Церковь не просто к исповеданию, а к гонениям — кто знает, что может произойти в стране, — надо молиться, чтоб Господь вразумил их. Когда отец оступается, его семья не выгоняет, а переживают за него, молится о нем, скорбят о нем. Так же нам следует скорбеть о тех людях, которые толкают нашу Церковь к испытаниям в столь непростое время. Но будем надеяться, что Господь не пошлет нам испытаний свыше наших сил…

Никогда не нужно забывать, что Киев является одним из уделов Пресвятой Богородицы. Божия Матерь выбрала его и создала, по Своему смотрению, Киево-Печерскую Лавру, под Своим Омофором произрастила столько преподобных Печерских, которые нетленными мощами покоятся совсем рядом с нами, с местом на котором мы сейчас стоим. А значит — Божия Матерь, верим, никогда не оставит Своего удела, и если даст нам немного поскорбеть, потрудиться и проявить верность Богу и Церкви, то и даст нам встретить те времена, когда мы вновь спокойно вздохнём, когда наши храмы будут наполнены людьми со спокойными, а не тревожными мыслями. И больше никто нам не будет угрожать ни расправой, ни дискриминацией, ни ложью, ни клеветой, которая сейчас в изобилии льется в СМИ и из уст политиков на головы верующих УПЦ. Вспомним опыт 100-летней давности: правда Божия никогда не бывает посрамлена! Те, кто ее держатся, всегда оказываются правы – и в вечности, и в истории.

Благословение Господне на вас!

(536)