19 октября 2021 года, по благословению Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, в Актовом зале Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры (корп. №45) состоялось открытие ХIII Международной научно-практической конференции «Духовное и светское образование: история взаимоотношений – современность – перспективы».

Участие в форуме принимают 55 докладчиков, среди которых представители духовных учебных заведений Украинской Православной Церкви, Русской Православной Церкви, представители светских высших учебных заведений из Украины и из-за рубежа, преподаватели и студенты Киевских духовных школ.

Мероприятие проходило с учетом карантинных требований.

После молитвы «Царю Небесный», пленарное заседание конференции открыл ректор Киевской духовной академии и семинарии профессор епископ Белогородский Сильвестр. Владыка ректор поздравил присутствующих с началом работы конференции и объявил регламент работы. Преосвященнейший владыка отметил, что в этом году научный форум посвящен проблемам пастырского служения в современном мире.

В президиум вошли: Управляющий делами Украинской Православной Церкви заслуженный профессор митрополит Бориспольский и Броварской Антоний, доцент митрополит Черкасский и Каневский Феодосий, председатель Учебного комитета при Священном Синоде УПЦ профессор митрополит Нежинский и Прилуцкий Климент, ректор Киевских духовных школ профессор епископ Белогородский Сильвестр и проректор по воспитательной работе доцент епископ Згуровский Амвросий.

Прямая трансляция пленарного заседания проходила на официальной странице КДА в сети Facebook.

После вступительного слова, митрополит Антоний произнес приветственное слово Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия к организаторам и участникам форума.

В своем слове Его Блаженство, в частности, заметил: «Действительно, перед современным священником возникает немало сложных вопросов, на которые вряд ли можно найти готовые ответы. Мы живем в мире новых технологий. Мы уже не представляем жизни без мобильного телефона и компьютера. Но это порождает и новые испытания. Сегодня все больше говорят о новых видах зависимостей. Люди проводят значительную часть своего времени в так называемой виртуальной реальности. Это несет в себе угрозы, о которых еще десять лет назад трудно было и думать. Это заставляет пастырей Церкви искать новые подходы для предоставления людям духовной поддержки».

Блаженнейший Владыка не обошел вопрос распространения коронавирусной болезни и отметил: «Тяжелым испытанием и для общества, и для нашей Церкви стало быстрое распространение в мире коронавирусной болезни. В ситуации пандемии духовенство столкнулось с невозможностью совершать богослужения и таинства по традиционному чину. Необходимо было найти приемлемые для Церкви формы внедрения эпидемических требований. Появились непростые вопросы о порядке принятия исповеди у людей, оказавшихся в инфекционных отделениях больниц и о порядке совершения причастия в приходских и монастырских храмах».

Главным приоритетом, по мнению Его Блаженства, для священника должно быть видение действия Божественного Промысла в любых испытаниях. «Священник всегда должен нести человеку благую весть о спасении во Христе», – отметил Предстоятель УПЦ.

Блаженнейший Митрополит Онуфрий подчеркнул, что сегодня крайне важно обращать особое внимание на преподавание в духовных семинариях пастырского богословия. «Все знания по догматическому богословию, истории Церкви, канонического права и литургики, которые воспитанники получают в семинарии, должны воплощаться в их будущем пастырском служении. Духовные учебные заведения не просто предоставляют знания, они готовят человека к священству. Поэтому приобретение знаний всегда совершаться в особой пастырской перспективе, где моральный облик пастыря имеет чрезвычайно важное значение», – отметил Блаженнейший владыка.

Напоследок Блаженнейший Митрополит Онуфрий призвал на всех Божье благословение и пожелал участникам и гостям конференции благословенных успехов в изучении богооткровенных истин.

Далее присутствующие заслушали доклад Управляющего делами УПЦ митрополита Бориспольского и Броварского Антония на тему: «Внесок Київських духовних шкіл у розвиток пастирського богослов’я (ХVIII — початок ХХ ст.)».

Владыка Антоний в начале своего доклада очертил историческое состояние пастырского богословия в духовных школах. В частности, Его Высокопреосвященство сказал: «Главной целью существования системы духовного образования является подготовка пастырей Церкви. Именно для достижения этой цели должны быть нацелены все учебные дисциплины в духовных семинариях. Несмотря на это, изучение пастырского богословия должно всегда занимать центральное место в системе духовного образования. Но, если посмотреть историю развития духовного образования за последние три века, можно увидеть, что наука о пастырстве прошла крайне непростой путь развития».

Далее, определив исторические события развития пастырского богословия в КДА, митрополит Антоний отметил, что на протяжении XVIII – начала ХХ в. пастырское богословие, как учебная дисциплина, прошло в КДА заметную эволюцию и получило самостоятельный статус. Однако, по словам владыки, и в начале ХХ в. на пастырское богословие смотрели преимущественно как на узко-практическую дисциплину. Главное внимание преподаватели этого предмета традиционно уделяли обязанностям священника.

Управляющий делами УПЦ выделил преподавателей КДА, которые делали весомый вклад в развитие пастырского богословия. В частности, как подчеркивает архипастырь, «труда архиепископа Антония (Амфитеатрова) и профессора В. Ф. Певницкого сыграли ключевую роль в становлении этой дисциплины. А журнал «Руководство для сельских пастырей», который издавала Киевская духовная семинария, в течение нескольких десятилетий оставался главным специализированным пастырским периодическим изданием Русской Церкви».

В конце доклада митрополит Антоний отметил, что современная жизнь ставит перед пастырями Церкви новые вызовы. «И мы, – сказал владыка, – должны искать на них ответы, опираясь на то богатое наследие, которое оставили нам профессора и преподаватели предыдущих эпох. Творческое развитие их наследия- одна из важных задач наших духовных школ».

Доцент митрополит Черкасский и Каневский Феодосий сделал доклад на тему: «Пастырский кризис: предпосылки, причины и профилактика». В своем докладе владыка митрополит обратил внимание на особенностях священнического служения, отношением к нему, воспитании будущих пастырей и их подготовки к священству. Кроме того, митрополит Феодосий акцентировал внимание присутствующих на главных причинах пастырского кризиса.

Одной из главных профилактик пастырского кризиса, владыка Феодосий видит в понимании пастырства как жертвы. Если священник готов отдать всего себя Церкви, отметил архипастырь, любой священнический кризис он сможет преодолеть с Божьей помощью.

Преподаватель Одесской духовной семинарии протоиерей Андрей Сулаков выступил с докладом «”Движение колливадов” в контексте возрождения православного пастырства во второй половине XVIII века». Отец Андрей коротко рассмотрел исторические причины появления движения, его главных идеологов, среди которых большое количество святых, и их основные труды, оказавшие влияние на богословие, литургику и каноническое право.

Подытоживая свой доклад, отец Андрей отметил, что было бы очень полезно не только изучать наследие отцов-колливадов, но и взять тот положительный опыт, который они оставили для нас.

В завершение пленарного заседания с докладом на тему: «Концепт сна (ܕܡܟܘܬܐ) в религиозной танатологии прп. Ефрема Сирина и мар Иакова Саругского» выступил преподаватель КДА Сергей Васильевич Ковач. Докладчик провел глубокий анализ взглядов на смерть в малоизученной сирийской традиции преподобного Ефрема Сирина и епископа Иакова Саругского.

После завершения пленарного Заседания епископ Белогородской Сильвестр поблагодарил участников конференции за интересные и содержательные доклады и указал, что после обеда работа конференции продолжится на 8-ми секциях:
Секция 1 – «Современные проблемы пастырского служения»
Секция 2 – «Библеистика и богословие: исторический опыт и современные вызовы»
Секция 3 – «История Церкви и богословского образования: источники, историография, новые научные дискурсы»
Секция 4 – «Церковно-практические дисциплины: исторический опыт и перспективы»
Секция 5 – «Студенческая наука в духовной школе: библеистика»
Секция 6 – «Студенческая наука в духовной школе: богословие»
Секция 7 – «Студенческая наука в духовной школе: церковно-исторические дисциплины»
Секция 8 – «Студенческая наука в духовной школе: церковно-практические дисциплины».

Пресс-служба КДА

(260)