Спасение человека не в храме, а в таинствах Церкви, считает викарий Киевской Митрополии архиепископ Боярский Феодосий (Снигирев). Об этом иерарх рассказал в интервью порталу Православие.ru.

«Сейчас в Церкви активизировалась богословская полемика на эту тему: можно или нельзя жить без храма? – отметил владыка Феодосий. – Сразу скажу, что может прийти время, когда хочется – не хочется, а придется жить без храмов, как жили без храмов поколения первых трех веков христиан. Дай Бог нам с вами до этого времени не дожить. Но наша задача, современных православных, – продумать и разработать формы жизни Церкви в любых условиях, даже тогда, когда у нас наши храмы поотнимают. Ведь рано или поздно это время может наступить».

По его словам, «жить и спасаться без величественных храмов – можно. Жить и спасаться без благодати таинств – нельзя».

«Ценность православного храма именно в том, что здесь изливается в жизнь человека благодать таинств, – пояснил он. – Но таинства могут совершаться и вне стен храма. А храм может стоять без совершаемых таинств, обескровленный и лишенный своего предназначения и смысла. Как, например, Святая София в Стамбуле. То есть не в храме спасение человека, а в таинствах Церкви. Может прийти время (давайте честно и осмысленно вникать в слова Апокалипсиса), когда наших храмов у нас не будет. Что тогда? Духовная жизнь должна остановиться? Таинства должны перестать совершаться? Конечно, нет. И наша задача – уже сейчас подумать, как жить в этих условиях. К этому нас подстегнула мировая пандемия».

По мнению иерарха, пандемия и закрытые из-за нее храмы должны «подвигнуть нас срочно и системно начать разрабатывать альтернативные способы участия верных в благодатных таинствах Церкви».

В частности, он не исключил возможность Исповеди с помощью средств современной коммуникации: «Более того, в условиях жизни, в которых Церковь оказалась сейчас, во время пандемии, этот способ Исповеди даже может стать основным».

«Но такое либо иное изменение формы совершения таинства, безусловно, должно быть рассмотрено и благословлено соборным разумом, – подчеркнул владыка. – Это не должно быть личным решением кого-то из духовников или иерархов. Говоря в общем, дистанционно не могут совершаться таинства или обряды, требующие личного контакта либо участия вещества в таинстве. А вот Исповедь в этом ряду – исключение. И это исключение неоднократно имело место в духовной жизни православных христиан ХХ века».

В отношении Причастия Церкви, возможно, придется обратиться к практике причащения запасными Дарами, существовавшей с первых веков христианства.

«Если с наступлением тяжелого времени (эсхатологических гонений, пандемии, радиационного заражения) наша Церковь будет вынуждена вернуться к этой практике, то давать на дом запасные Дары можно будет только тем верным, в церковности которых не будет сомнений. У каждого духовника в такое время должны будут иметься свои списки членов Церкви, и “захожане” в такие списки не войдут», – подчеркнул он, добавив, что нужно продумать форму передачи и хранения Святых Даров мирянами, «так же, как и сейчас обдумываются и предлагаются формы передачи Даров умирающим в инфекционных больницах верующим, куда не допускают священников».

spzh.news

(246)