Архимандрит Феодосий (Снигирев), руководитель Сектора духовно-просветительских проектов Украинской Православной Церкви, поделился своими размышлениями о торжествах по случаю празднования 1020-летия Крещения Руси.

— Отец Феодосий, окончились основные торжества в Киеве, приуроченные 1020-летию Крещения Руси. Каковы Ваши впечатления от прошедших мероприятий?

— Впечатления самые положительные. Сверх всяких ожиданий. Думаю, что уровень духовного подъема в церковном народе в эти дни для многих стал неожиданным и радостным откровением. А положительные последствия, так сказать, благие плоды юбилея, нам еще предстоит вкусить.

— Но ведь накануне приезда в Украину Святейших Патриархов Константинопольского Варфоломея и Московского и всея Руси Алексия, в воздухе ощущалось «напряжение», религиозными аналитиками предрекались самые неожиданные сценарии развития событий?

— Одни предрекали, другие готовили предрекаемое, но Господь распорядился по-другому. Мы еще раз стали свидетелями вечного тезиса: «Не в силе Бог, а в правде». Несмотря на усилия определенных сил превратить церковный праздник в средство достижения собственных сомнительных целей, все вышло с точностью до «наоборот». Вопреки ожиданиям недоброжелателей, приезд в Украину Святейшего Патриарха Алексия II после такого длительного перерыва стал не только кульминацией юбилейных торжеств, но и катализатором духовной радости церковного народа. Это почувствовали очень многие. Знаете, в связи с этим приходят на ум слова из пасхального огласительного слова святителя Иоанна Златоуста о схождении Христа во ад, где ад «взял то, что видел (Иисуса — умершего человека), а подвергся тому, чего не ожидал», так как был разрушен силой Христа-Бога. Можно провести аналогию с нашей ситуацией, когда намерение политиков от религии использовать визит в Киев двух Патриархов в своих целях, в том числе для ослабления позиций канонической Церкви Украины, не только окончилось полным фиаско, но и показало силу Божией благодати, в немощи и тишине совершающейся. Чем активней были провокационные действия, тем крепче было единство и светлее радость верующего украинского народа.

— А провокационные действия были?

— Были. Какие-то из них были очевидными для всех. Например, очевидным было информационное игнорирование отечественными СМИ (и таких, к сожалению, оказалось немало) реальныхПатриархи церковных торжеств с участием Патриарха Московского и всея Руси Алексия, их массовости и беспрецедентности для Украины. Многие люди, узнававшие о киевских юбилейных мероприятиях по телевизору, получили ложное представление о проходивших торжествах и о реалиях жизни Церкви в нашей стране. Накануне визита Святейшего Патриарха Алексия рекламным агентствам столицы запретили размещать плакаты с его портретами, в последний момент возникли проблемы с проведением концерта в честь юбилея Крещения Руси на Майдане, который пришлось перенести. Помимо этого, церковный народ в предпраздничные дни был крайне смущен информацией, что, якобы, Патриарх Варфоломей собирается нарушить каноны Православной Церкви и легализовать «киевский патриархат». Кроме информационной блокады и провокаций, визит Святейшего Патриарха Алексия сопровождался множеством искусственно создаваемых организационных препятствий, с которыми столкнулся церковный Оргкомитет. Доходило до крайностей, о которых неприятно даже говорить. Тем не менее, по слову Апостола, где умножается грех, там преизобилует благодать. Результат визита оказался неожиданным для всех: обильная духовная радость, мир, единение, торжество Православия.


— Правда ли то, что за бюджетные деньги, автобусами на мероприятия с участием Патриарха Варфоломея свозились активисты «киевского патриархата» из западных регионов?

— Этого не отрицают и сами руководители УПЦ КП. По утверждению пресс-секретаря «киевского патриархата» Евстратия Зори, на совместном выступлении Патриарха Варфоломея и президента В. Ющенко на Софиевской площади, более трех четвертей присутствующих были именно «их люди». В качестве отступления скажу, что, например, прихожане нашего храма на Софиевскую площадь попасть так и не смогли. У них, в отличие от приехавшей автобусами массовки, не было специальных «приглашений». Вообще же, государство устроило беспрецедентный прием Константинопольскому Первоиерарху. Патриарха Варфоломея встречали на самом высоком государственно-политическом уровне. Ему, в отличие от Патриарха Алексия, государством были оказаны не только все возможные почести, но и созданы все условия для общения с жителями Украины, в том числе с экранов телевизоров. Тем не менее, при всем почтении к Святейшему Патриарху Варфоломею, справедливости ради следует отметить, что на мероприятиях с его участием простых верующих было совсем мало. Любой житель столицы, при желании, мог увидеть Константинопольского Патриарха лично, и даже подойти к нему и сфотографироваться (например, в Лавре).

— А встреча верующими людьми Московского Патриарха чем-то отличалась?

— Конечно. Когда в Киев прибыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, все было совсем по-другому. Тысячи и тысячи людей, которых никто никуда специально не «свозил», радостных и ликующих, буквально охватили своего Патриарха в кольцо и «не выпускали» в продолжение всего визита. Люди плакали от радости, встречали Патриарха аплодисментами. Немногие счастливцы, даже из духовенства, смогли взять у Святейшего благословение из-за многолюдности. Не смотря даже на то, что во время богослужений тысячи верующих оттеснялись отрядами правоохранителей, отрезались от места служения Патриарха Алексия (например, на Владимирской горке, даже при наличии удостоверения члена Оргкомитета с мокрой печатью, прорваться через охрану к месту богослужения было невозможно), это не испортило всенародного православного торжества.

— Почему тогда Патриарх Алексий не поехал в Донецк, как было запланировано?

— Программа в Киеве была очень объемной и насыщенной, и Святейший Патриарх прислушался к рекомендации своих лечащих врачей перенести визит в Донецкую епархию на осень. А нынешние торжества в Донецке возглавил Блаженнейший Митрополит Владимир.

— Это означает, что Патриарх Алексий в этом году планирует посетить Украину дважды?

— Да.

— Можно ли из этого сделать вывод, что визиты Святейшего в Украину станут регулярными?

— Очень хотелось бы надеяться. Главное — наконец-то разрушен ложный стереотип, что Патриарха здесь «не ждут». Этот обман, сформированный еще на волне националистических провокаций в начале 90-х годов, в конце концов, вышел на чистую воду. Это стало очевидным и для самого Святейшего Патриарха, и для духовенства, и для украинских политиков. Церковный народ Украины знает, любит и всегда ждет своего Патриарха. Мы с Вами говорили о благих плодах юбилея, которые нам еще предстоит вкусить. Развенчание такого рода мифов — один из этих плодов. И если Святейший Патриарх теперь будет чаще посещать Украину, бывать в епархиях — множество церковных и околоцерковных проблем решить можно будет гораздо легче и эффективнее.

— В том числе и проблему раскола?

— Эта проблема, наверное, давно бы уже была решена, если бы не одно серьезное препятствие — балласт, который тянет на дно дырявую шлюпку с находящимися в расколе людьми, и не дает им доплыть и выбраться на спасительный Церковный корабль. Этот балласт — преданный анафеме лидер раскола М. Денисенко (Филарет). Когда этот груз будет отброшен, процессы уврачевания раскола пойдут значительно быстрее и плодотворнее. Роль Патриарха всея Руси в этих процессах, естественно, будет основополагающей. Возможно, к участию и поддержке в решении этих вопросов будут приглашены и представители других Поместных Православных Церквей, наверное, шире будет использоваться принцип церковной икономии. Главное, чтобы политики, опирающиеся на раскол в церкви и обществе, опять не попытались разыграть православную карту Украины в своих интересах. Наш народ иногда бывает легко обмануть в вопросах политики, и даже веры. Но наступает на грабли он все-таки редко. Поэтому я думаю, что во второй раз навязать части верующих украинцев организацию-фальшивку вместо Церкви у этих дельцов не получится.

Беседовала Татьяна Приходько
еженедельник «Православный Печерск»

http://orthodox.kiev.ua/

(32)

Ця публікація також доступна на: Украинский