— Отец Феодосий, завершился Ваш ознакомительный объезд монастырей Киевской епархии УПЦ, осуществленный по благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира. Как бы Вы оценили состояние этих обителей?

— Прежде всего, позвольте перед Вашими читателями засвидетельствовать благодарность Блаженнейшему Митрополиту Киевскому и всея Украины Владимиру за его благословение и предоставленную возможность побывать во всех монастырях Киевщины, приобщиться духу монастырской жизни, близко пообщаться с насельниками. Также сердечно благодарю наместников и настоятельниц обителей за оказанное гостеприимство, совместную молитву и теплое отношение.

Что касается состояния монастырей Киевской епархии, то оно в разных обителях разное как в плане материальном, так и уставном, богослужебном, духовном. Но в целом впечатление от увиденного в поездках положительное.

— Какие главные проблемы, с вашей точки зрения, стоят сегодня перед этими обителями?

— Прежде всего, проблемы материальные: чтобы восстановить монастыри после десятилетий разорения и разрухи, нужны колоссальные средства. Не смотря на то, что насельники всем необходимым для жизни обеспечивают себя сами, на масштабное строительство не хватает денег, жертвуемых в монастыри прихожанами и паломниками. Поэтому приглашаем состоятельных людей поучаствовать в этом благом деле. Приезжайте в монастыри, спрашивайте, какая нужна помощь, помогайте. Для удобства в ближайший месяц будет презентован сайт «Монастыри Киевской епархии», где можно будет узнать маршрут проезда к любому монастырю Киевщины, контактные телефоны, расчетные счета обители.

Помимо материального вопроса, одной из главных монастырских проблем является то, что в исторических зданиях монастыря, прямо на территории обители, могут располагаться различные светские учреждения, коммерческие фирмы (например в Киево-Печерской Лавре); или монастырские строения могут принадлежать жилому фонду города: прямо в монастыре проживают семьи (как в Китаевской Пустыни). Это не нормально. Думаю, что разрешение такого рода проблем должно на себя взять государство, тем более, что есть положительные примеры оказания такого содействия Церкви (например, Свято-Пантелеимоновский монастырь в Феофании).

— Насколько монастыри Киевской епархии сегодня выполняют свое главное призвание: быть молитвенными ячейками, центрами духовности, просветительства и социальной деятельности?

— Что касается главного призвания — быть «молитвенными ячейками», то вполне выполняют. Лучшее свидетельство тому — тысячи монастырских прихожан, сотни тысяч паломников. А ведь к пустому колодцу люди не идут. И если человек, побывав в монастыре, получил наставление, назидание, молитвенную помощь, которая укрепила его в духовной и земной жизни, принесла в его жизнь реальные плоды, то он вновь сюда вернется. И не раз. А если этого нет, человек больше не придет. Поэтому мне кажется, что своему призванию быть средоточием духовного подвига и молитвы наши монастыри соответствуют вполне.

Относительно социальной деятельности монастырей следует сказать, что ее нельзя назвать приоритетной. Она может сопутствовать монастырской жизни, но не должна мешать основному призванию иночества. Об этом много говорилось и в прежние века, в том числе святыми людьми, этот вопрос актуален и сегодня. Поэтому нельзя требовать от всех монастырей обязательной социальной работы. Тем не менее, в обителях, где есть возможность такую работу вести, она ведется. Замечательные примеры — богадельня для престарелых людей при Свято-Покровском женском монастыре в Киеве, помощь онкобольным детям и иные социальные проекты Свято-Троицкого Ионинского монастыря. Есть и другие примеры.

— Дайте качественную оценку братии и сестер Киевских монастырей. Кто в основном эти люди по образованию и социальному состоянию?

— Дело в том, что качественная оценка монаха — это его соответствие своему призванию, своему чину. И в этом отношении не имеет значения то образование или социальное положение, которое имел человек до поступления в монастырь. Хотя, багаж знаний и умений, приобретенных в миру, зачастую пригождается в монастырской жизни. Например, наместники и настоятельницы монастырей чаще всего монахов с высшим образованием определяют на послушания, требующие соответственного уровня: канцелярия, внешние контакты монастыря, библиотека, книгоиздательство и т. д. Инок-агроном, скорее всего, будет заниматься в монастыре сельским хозяйством, повар — кухней, механик — техникой. Но все это в том случае, если такое послушание не повредит главному — духовной жизни монаха. Ведь в этом основной смысл пребывания в обители. Поэтому случается, что и кандидатам наук в монастыре иногда приходится мести двор или чистить коровник.

В Киевских монастырях достаточно монахов и с несколькими высшими образованиями, и минимально образованных. Все они призваны жить одной духовной семьей, любить друг друга, помогать друг другу. Образование и бывший социальный статус этому не помеха.

— Какой обителью Вы больше всего довольны, а где еще надо много работать?

— Образцовым мужским монастырем Киевской епархии можно назвать Киево-Печерскую Лавру. Среди женских монастырей необходимо выделить Свято-Покровскую обитель столицы. Произвели самое благоприятное впечатление Голосеевская Пустынь масштабами строительства и восстановительных работ, Ионинский монастырь своим особенным укладом жизни и широкой миссионерской работой, Китаевская Пустынь чинностью богослужения и прекрасным пением, Свято-Благовещенский и Свято-Введенский мужские монастыри обилием святынь и множеством прихожан и паломников. Этот список можно продолжать и продолжать. Нет такого монастыря, который бы чем-то хорошим не удивил. Тем не менее, как и в любом человеческом сообществе, есть в монастырях и проблемы, над которыми надо работать.

Например, меня очень обеспокоил факт постоянной миграции насельников из монастыря в монастырь, не всегда обусловленной весомыми причинами. Эту проблему мы обговаривали с наместниками и настоятельницами монастырей, будем предлагать варианты ее разрешения на рассуждение Блаженнейшего Митрополита Владимира.

Также опечалило, что в некоторых монастырях критически мало насельников. В то же время вовсю процветает такое явление как «монахини в миру». Причем большинство из этих монахинь были пострижены по епископскому благословению, и многие из них сами не против жить в монастыре, но не знают какой именно выбрать, и как туда попасть. Чтобы урегулировать эту ситуацию нами уже делаются первые шаги: при совершении пострига в малонаселенных женских монастырях, я приглашаю принять участие в этой умилительной покаянной службе монахинь из киевских приходов. Делается это для того, чтобы они приобщились к монастырскому духу, побыли несколько дней в обители, познакомились с игуменией. Многие с радостью откликаются. Это ни к чему их не обязывает, через несколько дней они смогут снова возвратиться к себе на приходы. Но если хотя бы кто-то один останется в монастыре навсегда, это уже большая победа. И это начинание уже приносит первые плоды.

— Как бы вы оценили финансовое состояние монастырей? Какие обители нуждаются в материальной помощи?

— Материальное состояние монастырей различное и, как правило, трудное. Мы говорили об этом выше. Особенно нуждаются в финансовой помощи монастыри, находящиеся в области.

— По вашему мнению, сегодня в Киевской епархии нужно открывать новые монастыри, или, возможно, сосредоточить все усилия на приведении в порядок уже существующих?

— По моему мнению, монастыри должны появляться естественным путем, их нельзя искусственно «насаждать». Количество монастырей не следует регламентировать: много, или мало. Хорошо, когда монастырей много, но они не должны быть формальными. Посмотрите, как всегда возникали монастыри: ищущие монашеской жизни люди собирались вокруг преуспевающего подвижника, братия росла, строились храмы и монастырские стены — возникал монастырь. И сейчас по такому же принципу возникают многие обители. Хорошо, когда монашеская жизнь возрождается к тому же на месте старого разрушенного монастыря. Тогда молодая братия имеет на Небе сугубых за себя молитвенников, подвизавшихся здесь в свое время преподобных.

А когда монастырь образуется на иных принципах, всего этого иноки могут быть лишены. Поэтому, к открытию новых монастырей надо подходить внимательно и взвешенно. А приведение в образцовое состояние уже существующих обителей никак не мешает открытию новых.

— Довольны ли Вы уровнем дисциплины и соблюдения монастырского устава или может где-то есть проблемы?

— В целом можно сказать, что монастыри Киевской епархии являются примерными в этом отношении. Хотя монастырские уставы и разнятся в деталях, общие принципы монашеской жизни во всех обителях соблюдаются достойно, наместники и настоятельницы заботятся о духовном возрастании братии и сестер. Возникают, конечно, и проблемы, без этого не может существовать ни одно человеческое сообщество, в том числе и монашеское.

— Какие Ваши дальнейшие планы, как благочинного монастырей Киевской епархии, учитывая итоги и выводы от поездки?

— Дальнейшие планы — трудиться в меру данных Господом сил на благо Церкви Христовой и монашествующих Киевской епархии. На этом пути будет много трудностей, отдаю себе в этом полный отчет. Но полагаясь на Бога, на Матерь Божию — хранительницу монашествующих, все преодолимо. Чтобы путь этого непростого послушания проходить по воле Божией, стараюсь ничего не делать по собственному суждению, но все обсуждать, советоваться, на все брать благословение и просить молитв у Предстоятеля нашей Церкви Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира. Также благодарен Богу, что имею своим покровителем и наставником наместника Киево-Печерской Лавры Высокопреосвященнейшего архиепископа Павла, что всегда могу положиться на его мудрый и опытный совет.

— И, кстати, какие Ваши итоги и выводы?

— Итоги — с Божией помощью удалось воочию познакомиться со всеми монастырями Киевской епархии, осознать сферу своей ответственности, в какой-то мере почувствовать ее тяжесть. А выводы — предстоит много кропотливой и непростой работы, и совершать ее можно только всецело полагаясь на Бога и твердо осознавая слова Господни: «сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12; 9).

Беседу вел Александр Андрущенко
http://orthodox.kiev.ua/

(104)

Ця публікація також доступна на: Украинский