Викарий Киевской Митрополии Украинской Православной Церкви архиепископ Феодосий (Снигирёв), ответил на вопросы Общественной экспертизы интернет-издания “ВЕСТИ“. 


— Что происходит в украинском православии? Как кратко и понятно выразить суть происходящих процессов?

— В Украине наряду с исторической Украинской православной церковью параллельно с 1992 года существует так называемый “Киевский патриархат”. Эта квазицерковная структура, созданная бывшим митрополитом Филаретом (Денисенко), по количеству приходских общин, а значит и верующих, значительно уступает канонической Украинской Православной Церкви. По инициативе бывшего президента Порошенко, в силу стечения ряда политических и геополитических обстоятельств, Константинопольский патриарх Варфоломей единолично, не имея на то достаточных полномочий, легализовал этот раскол. Так появилась ПЦУ (Православная Церковь Украины). При этом, несмотря на активную томос-пропаганду СМИ, раскол так и остался расколом, хотя и произошел некий его ребрендинг. То есть ПЦУ, как и раньше КП, не признается мировым Православием, и при этом продолжает делиться внутри себя на более мелкие расколы. Что мы все вместе наблюдаем.

При этом историческая Церковь украинского народа — УПЦ — все равно продолжает жить своей благодатной жизнью, проповедуя Евангелие и молясь об украинском народе, продолжает оставаться самой большой Церковью Украины.

— Чем руководствоваться команде нового президента при выстраивании отношений с православными церквями и религиозными организациями вообще?

— Для того чтобы в религиозной жизни страны был восстановлен мир, чтобы прекратились силовые захваты храмов и разжигание межрелигиозной ненависти, команде нового президента нужно восстановить конституционные права верующих и правопорядок в стране. Не вмешиваться в вопросы веры на чьей-либо стороне, как это делалось последние пять лет, а стать гарантом их конституционных прав. Силовые ведомства должны руководствоваться законом, исполнять решения судов. Все чиновники, замешанные за эти годы в разжигании межрелигиозной розни и нарушении прав верующих, должны быть как минимум смещены со своих постов.

— Что может/должна сделать власть, чтобы использовать потенциал Церкви для национального примирения и объединения?

— Именно каноническая Украинская Православная Церковь в ряду всех конфессий страны имеет наибольший потенциал для национального объединения и гражданского примирения. Ведь именно УПЦ — единственный общественный институт в стране, который полностью сохранил свою структуру и до сих пор простирается от Чернигова до Симферополя и от Ужгорода до Донецка. Она не делит своих верующих на правильных и неправильных, на ватников и бандеровцев. Украинская Православная Церковь одновременно и глубоко патриотична, и, в то же время, честна перед собой и обществом. Она не приемлет лжи даже с благой целью. И это привлекает в нее все больше и больше людей, которые так устали от обмана, ненависти и клеветы. Должно ли новое руководство страны опереться на этот потенциал для примирения и объединения общества? Думаю, если оно этого не сделает, это будет его большая стратегическая ошибка.

(239)