6 декабря, в день памяти святого благоверного князя Александра Невского, по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, викарий Киевской Митрополии епископ Боярский Феодосий совершил Божественную литургию в строящемся Введенском храме на Подоле в г.Киеве, религиозная община которого носит имя благоверного князя Александра.

Преосвященному владыке сослужили благочинный Подольского района протоиерей Тимофей Костюченко, настоятель храма протоиерей Петр Мороз и духовенство столицы.

В завершение богослужения епископ Феодосий передал общине поздравления с праздником от Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия и произнес проповедь.

Преосвященный владыка отметил, что множество храмов по всему лицу земли посвящено святому благоверному князю Александру Невскому. Что же мы чествуем, чем назидаемся, совершая память святого князя Александра?

Кто-то думает, что празднуя память благоверного князя Александра Невского, мы чтим его как великого полководца, ожидаем от него защиты и помощи православному воинству. Это так, но лишь отчасти.

Многие считают, что почитаем мы его как великого государственно-общественного деятеля, который является небесным покровителем этого сословия. Но и это не вполне верно.

В первую очередь Церковь прославляет святого князя Александра Невского за ту духовную жизнь, исполненную подвига и осененную благодатью Святого Духа, которую он вел. И он побеждал в битвах и военных походах не силою своего оружия или военным искусством, а молитвой и постом, которые вместе с причастием Святых Христовых Таин были его главной подготовкой к предстоящим сражениям. Не силой оружия, а своей духовной близостью к Богу он побеждал.

И как великий князь и правитель, он не угождал себе, хотя и имел на то множество возможностей и поводов. Высоту своего великокняжеского положения он использовал на то, чтобы быть отцом своему народу, за который он болел душой. В отличие от многих других правителей он всегда вникал в нужды людей, вдов, неимущих и всех требующих защиты, которые были вверены его попечению.
А когда пришло время, он с легкостью сменил великокняжеские одежды на облачение схимника, приняв монашеский постриг, поскольку, возможно, в этом и было его сокровенное желание сердца, и в этом было стремление его воли, которое он не мог осуществить из-за занимаемого им высокого положения в обществе.

Как правило, люди используют подобное свое высокое положение для стяжания собственной выгоды и комфорта, для угождения себе. Полководцы стараются победить ради своей славы, силой ума и оружия, а иногда просто силой своей ненависти к врагу. А властители, правящие без любви и благородства, без веры в Бога, только приумножают страдания своего народа. Земля сотрясается и не может вынести, говорит премудрый Соломон, когда раб становится царем (см. Притч.30:21-22). Имеется ввиду, что когда раб – по естеству своему, завидующий, озлобляющийся, постоянно голодный, осуждающий всех вокруг в своем неблагополучии – вдруг становится царем, тогда сама земля сотрясается от того, как он начинает себя вести и править, получив царские полномочия. Священное Писание предостерегает от того, чтобы высокую должность в обществе занимал человек, живущий без Бога и не подготовленный к этому служению верой, благочестием и воспитанием духа.

В противоположность тому – святой Александр Невский – пример того, каким должен быть правитель народа. Своим смирением, любовью и благородством он снискал великую милость от Господа. Он был благословлен Богом от рождения, получил на княжение благодатную силу от Господа. А потому в любом положении, будь то княжеском, или схимническом, он был на своем месте.

Вот почему народ так любит святого князя Александра, так много храмов посвятил его имени, вот почему благоверный князь может быть примером для всех нас. Ведь на любом месте можно постараться быть таким же, как Александр Невский: с чистой, благородной и красивой душой, со смиренным сердцем, полагаться во всем на Бога, не предпринимать никаких дел, ни больших, ни малых, не помолившись и не попросив у Бога помощи, не причастившись Святых Христовых Таин. И к подопечным относиться с любовью, так же как святой благоверный князь Александр, по-отечески опекать, любить и заботится о всех, кто зависит от нас: нашей семье, престарелых родных, коллективе, соседях и просто незнакомых, но нуждающихся людях.

(121)