29 ноября, в Неделю 26-ю по Пятидесятнице, викарий Киевской Митрополии епископ Боярский Феодосий совершил Божественную литургию в Крестовоздвиженском храме г. Киева. Его Преосвященству сослужило духовенство храма.

Во время богослужения владыкой была прочитана молитва Господу Вседержителю о мире и прекращении междоусобной вражды в Украине. В завершение Литургии епископ Феодосий произнес проповедь по теме Евангельского чтения о милосердном самарянине (Лк.10:25-37).

Зачастую в древнем мире ближними человеку считались только члены его семьи, или его близкие друзья. А те, кто не входил в этот круг, ближними не считались. И любое благодеяние, даже милостыня, не “ближним” могли вызвать насмешку. Из сердцевины именно такого общества прозвучал вопрос, обращенный к Господу нашему Иисусу Христу: «Кто есть мой ближний?».

Притча о милосердном самарянине (Лк.10:25-37), которую Спаситель рассказывает в ответ на вопрос о “ближнем”, открывает для всего мира принципиально новое понимание того, кто для нас есть наш ближний. В этой притче мы видим, что ближний – это тот, кто оказывает благодеяние попавшему в беду абсолютно чужому человеку, но как своему родному. Таким образом, Господь открывает, что всякий, живущий в этом мире может стать нашим ближним. Но станем ли мы ближними для окружающих – зависит только от нас. Для нас стать ближними – значит начать относиться к людям как к своим родным. К любому человеку – как к своему брату, сестре, дочери или матери, сыну или отцу. Не нужно при этом ждать просьбы о помощи, ведь мы не будем дожидаться просьб, когда видим в беде близкого сердцу человека. Надо самим проявить любовь и поспешить на помощь, если кто-то в этом нуждается.

Кроме того, вспоминая притчу о милосердном самарянине, следует знать, что иудеи, к каковым относился пострадавший от разбойников, считали самарян народом-изгоем, народом, к которому в иудейском обществе культивировались презрительное и неприязненное отношение. Между иудеями и самарянами лежала психологическая пропасть. И у милосердного самарянина было множество причин пройти мимо искалеченного иудея. Но, несмотря на это, он поступил с несчастным точно так же, как поступил бы со своим братом, или отцом.

К сожалению, и сейчас, как и в древние века, безразличие и неприязнь живут в людях и человеческих сообществах. Презрение и ненависть приводят человека к криминалу и войнам, в которых продолжают погибать люди. И причина этого в том, что люди не слышат голос Христов, не хотят видеть друг в друге ближнего. А мир стал бы совершенно другим, без ненависти и злобы, без войн и кровопролитий, если бы мы услышали Спасителя и научились бы видеть ближнего в каждом.

Будем же стараться хотя бы мы, христиане, всегда мысленно ставить на место любого человека – своего близкого. И поступать с ним так же. И не будем переживать о том, как к нам относятся люди. Не это наша забота. Надо переживать и заботиться о том, насколько мы любим окружающих, насколько мы относимся ко всем (особенно нуждающимся в этом) как к “ближним” – то есть как к родным и дорогим сердцу людям.

(132)