18 октября, в Неделю 20-ю по Пятидесятнице, викарий Киевской Митрополии епископ Боярский Феодосий совершил Божественную литургию в Крестовоздвиженском храме г. Киева. Его Преосвященству сослужило духовенство храма.
Во время богослужения владыкой была прочитана молитва Господу Вседержителю о мире и прекращении междоусобной вражды в Украине. В завершение Литургии епископ Феодосий произнес проповедь по теме Евангельского чтения.
Размышляя над словами Господа нашего Иисуса Христа «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк. 6, 31), Преосвященный владыка отметил, что эти слова понятны и близки всякому человеку, вне зависимости от его вероисповедания и убеждений, если у него не лживое сердце. Ведь «всякая душа по природе своей христианка», – как сказал один из древних христианских писателей, а значит простые нравственные истины, изреченные Христом Спасителем близки и понятны любому человеку.
Но при этом насколько трудным бывает на деле осуществить Христовы заповеди, и эту заповедь – о любви! Человек любит, прежде всего, себя, ищет комфорта и делает все для себя. В лучшем случае, он любит своих родных и близких людей, но это – инстинктивная любовь, которая присуща даже животным и не имеет большой нравственной ценности, а, следовательно, не имеет и награды от Бога.
«Награду же от Бога мы можем получить лишь за ту любовь, которая дается с трудом!», а с трудом дается нам любовь к людям незнакомым, безразличным и особенно к нашим врагам, тем, кто нас не любит, к обидчикам нашим. Как же обрести в своем сердце любовь к ним? Только делами любви, которые заповедал совершать Христос. То есть, несмотря на то, что трудно и даже невозможно бывает относиться к врагам с любовью, нужно не по хотению своего сердца поступать, а, заставляя себя, делать по отношению к врагам дела любви. Какие дела любви? Прощать врагов и помогать им в нужде и без нужды, благотворить им, говорить о них другим людям только хорошее, молиться за них, как за себя, прося от всей души у Бога для “врагов” – земного благополучия и вечного спасения – то есть того, чего желаем себе. Все это, по заповеди Спасителя, совершать необходимо в тайне, не на показ.
Это будет делать поначалу очень трудно, но это и есть тот подвиг, которого ждет от нас Господь. И если мы будем мужественны в этом подвиге, то со временем Спаситель, видя наше желание исполнить Его заповедь, видя наш труд, обязательно протянет руку помощи и даст нам не только сердечное прощение врагов, но и великий духовный дар настоящей христианской Любви к врагам. Этот дар Любви сопряжен с сердечным миром и радостью во Христе, о которой не знает этот мир, но к которому призваны все мы с вами – христиане.
(149)