О подготовке к посту, его важности и значении рассказал архиепископ Черкасский и Каневский Феодосий в интервью журналистам «Нова Доба».
– Владыка, почему этот пост называется «Великим»?
– Во-первых, он называется Великим из-за продолжительности. В практике Православной Церкви это самый длинный постовой период, он длится семь недель: сорок основных дней поста и Страстная неделя. Во-вторых – это единственный из всех многодневных постов, который имеет прямое основание не только в Священном Писании, но и в самой земной жизни Спасителя: сорок дней Господь Иисус Христос постился в пустыне. Поэтому Великий пост называется ещё Чертыредесятницей (от церковнославянского слова “четыредесять”, значит – “сорок”). И, наконец, Великим это пост назван и потому, что он предваряет, подготовляет нас к достойной встрече самого Великого православного праздника – Пасхи Христовой.
– В чём заключается его суть?
– Пост – это труд, добровольный отказ от многих вещей, которые приносят радость и удовольствие нашему телу и душе. Но, к сожалению, эти удовольствия, кроме приятных моментов, несут в себе разрушающую силу для тех же души и тела. Это как сладкое для человека: вкусно, но вредно для зубов и всего организма. Поэтому Церковь установила длительный пост, чтобы человек как следует смог поработать над собой.
Обратите внимание: с первыми весенними днями рекламные щиты наших городов заполняются призывом приводить в порядок своё тело, тренировать его к лету, к отпуску. Церковь же, накануне Светлого Христова Воскресения – Пасхи, призывает подготовить свою душу к празднику, привести её в порядок: потренировать своё сердце, очистить совесть, примириться со всеми, наладить отношения в семье и на работе, покаяться в своих грехах, соединиться в Причастии с Богом и стать другим человеком, лучшим чем был раньше. Это достигается трудом поста, молитвы, воздержания, исповеди и Причастия. В этом и заключается основной смысл православного поста.
– Великий пост самый длительный и состоит из нескольких этапов. Что они обозначают?
– В любом деле – науке, приобретении профессионального опыта, учёбе – требуется постепенность. Это также касается внутренней, духовной жизни человека. Поэтому задолго, за четыре недели до начала Великого поста, Церковь последовательно, на воскресных службах, начинает готовить верующих к посту. Церковный устав предлагает читать на службе Евангельские отрывки, которые говорят о покаянии, о милосердии Божием, о неизбежности для каждого смерти и участия в Страшном Суде, о необходимости взаимного прощения. Эти понятия – основы духовной жизни, фундамент, без которого нельзя будет построить прочное духовное здание во время Великого поста. А затем, во время поста, Церковь ведёт нас как бы по лестнице, вверх, по семи ступеням. Каждое из семи воскресений Великим постом имеет своё название и духовный смысл, который раскрывается особыми песнопениями, чтениями, чинами, которые бывают только раз в году.
– Есть часть людей, которые стереотипно считают пост диетой. Можете объяснить, в чём разница?
– В первую очередь различие поста и диеты заключается в конечном результате, итоге того и другого. Другими словами, в цели применения. Ведь и пост, и диета, это, скажем так, инструмент для достижения определенного результата. Конечный результат диеты – потеря лишнего веса, нормализация медицинских показателей. Но всё это касается тела человека. Пост это тоже воздержание в пище, но с совершенно иной целью. Дело в том, что основательное воздержание в пище и увеселениях очень скоро рождает в человеке тонкость души и тела, истончает мембрану между плотским и духовным, видимым и невидимым миром. Верующие люди об этом хорошо знают.
Как воспользоваться этой утонченностью чувств и мыслей? Именно в таком состоянии человеку становиться легче молиться, он более внимателен к голосу своей совести и движениям души, он “утончён”. Но в этом одновременно заключается и опасность: если этот процесс пустить на самотёк, то пост может превратиться в сплошное раздражение для постника. Если образовавшуюся тонкость души и тела не наполнить духовным, положительным содержанием (молитвой, духовным чтением, посещением служб, исполнением заповедей, Причастием), то очень скоро наши страсти (эмоции) могут стать совершенно неподконтрольными нам, хлынут вовне, разрушая нас самих и наших близких. Поэтому для нас, верующих, пост – это, конечно, не просто воздержание в пище. Это особое состояние души и тела, это борьба с собой. Это время, когда посредством воздержания от вкусной и сытной еды, от развлечений, от плотских и душевных удовольствий, после посещения длительных богослужений в храме, частой исповеди и Причастия, человек не на словах, а на деле начинает понимать, что он существо двусоставное – состоящее не только из тела, но и из души. Его духовная жизнь в этот период приобретает полноту, насыщенность, соприкасается с невидимым, но таким же реальным духовным миром, окружающим нас.
– Какая должна быть подготовка перед постом и каким прохождение самого поста?
– Основная подготовка должна заключаться в решимости. Главное – с мужеством и доверием опыту Православной Церкви, с упованием на Бога решиться пройти этот хотя и трудный, но поистине благодатный путь. А возникающие вопросы и недоумения надо научиться решать со священником, с духовником. Ведь он на собственном опыте знает, как правильно настроиться на пост и совершить его с пользой.
Вообще, Великий пост можно сравнить со средством передвижения по духовной жизни, которое нас ускоряет в движении на 40 дней. Великий пост можно сравнить с неким “духовным автомобилем” для верующего человека. Автомобиль – это очень полезное средство, на нём можно быстро и удобно двигаться к цели. Но (!) при этом надо соблюдать несколько очень важных условий: человек должен уметь управлять машиной, должен знать правила дорожного движения, и у него должна быть карта поездки. Тогда он очень быстро без проблем достигнет пункта назначения. А если мы не умеем управлять транспортом, если мы не знаем правил дорожного движения и маршрута, не понимаем на какие педали жать и за какие рычаги тянуть, то мы очень скоро можем попасть в аварию, покалечить себя и других участников движения. Так бывает на обычной дороге. Но точно так же бывает и с практикой Великого поста. Приступая к совершению Великого поста, так же необходимо знать правила “духовного движения”. Нужно иметь представление о воздержании, понимать, в чём его смысл и предназначение. Как с этим управляться, на какие духовные “педали” нажимать, а какие приотпускать, чтобы получилось ровно и без надрыва совершать течение Великого поста. Необходимо хорошо понимать, от чего беречься, чего избегать в этом тонком состоянии духа, чтобы не стать гневливым и раздражительным, или обессиленным и впавшим в уныние. Игнорируя эти вопросы, или относясь к ним легкомысленно, постящийся человек рискует получить вред вместо пользы: достичь праздника Пасхи духовно разбитым, обессиленным, поссорившимся со своими близкими. И такое тоже с некоторыми случается. Для того, чтобы этого не произошло, человеку необходим духовный “инструктор” – опытный духовник, священник, который поможет избежать постных ошибок, научит правильно и с пользой поститься.
– В чём заключается важность молитвы во время поста?
– Знаете, есть такая пословица: “Сытое брюхо к учению глухо”. К этим словам можно смело добавить: “к учению и молитве глухо”. А пост помогает человеку освободиться от привычных оков плоти – тяжести ума, нежелания заниматься ничем серьёзным, ничем духовным. Постящемуся человеку становится намного легче сосредоточиться на молитве, увидеть свои грехи. А это приводит его к покаянию, смирению. Смиренная и покаянная молитва очищает душу, привлекает в неё мир Христов, обогащает и освящает всего человека – его мысли, его ум и сердце. Поэтому молитва Великим постом бывает особенной. Каждый верующий человек может и должен приобрести этот практический опыт.
– Во время поста люди себя во многом ограничивают, но не всегда у них это получается. Как посоветуете бороться с искушениями?
– Невозможно дать исчерпывающего совета на эту тему. Знаете, в любом спорте существует такое лицо как тренер. Это опытный наставник, он знает состояние, возможности и перспективы своих подопечных. Исходя из своего опыта и знаний о своей команде, он подбирает индивидуальную программу занятий для каждого, чтобы достичь максимального спортивного результата. К духовной жизни также вполне применима аналогия тренерства и спортивного опыта. В данном случае тренером должен выступать священник-духовник. Он должен узнать и оценить возможности, состояние здоровья, уровень духовного роста того или иного прихожанина. Со священником и нужно каждый раз советоваться во всех возникающих искушениях и практических вопросах о посте. Это необходимо, чтобы ровно, без срывов, на пользу своей души и тела провести спасительные дни Великого поста.
– Почему в пост нельзя употреблять определенные продукты (мясо, рыбу, молочные продукты)?
– Как мы уже говорили, человек существо двусоставное, состоящее из тела и души. Употребляя те продукты, которые Вы перечислили, тело пресыщается излишней энергией, становится дебелым, грубым, одним словом – пресыщенным. И тянет за собой душу, которая напрямую связана с телом двусоставностью человеческого естества. Душа становиться такой же – пресыщенной, дебелой, неповоротливой. “Сытое брюхо к учению глухо”. Именно тяжелые, не постные продукты и производят такой эффект. В противовес этому, Великим постом Церковь предлагает попридержать своё тело и, хотя бы раз в году, досыта накормить душу. А чем питается душа, отчего голодает, чего она жаждет? Она насыщается молитвой к Богу, очищением совести, покаянием сердца, чтением Евангелия, причастием святых Христовых Таин. Вот её пища. Вот чего она жаждет больше всего, хотя и не всегда это понимает. Но только этим и может насытиться душа человека, ничем иным.
– Поста можно придерживаться с послаблением. В каких случаях священник может дать на это благословение?
– В каждом конкретном случае духовник решает меру поста, исходя из духовной пользы и возможностей человека. При этом есть общепринятые правила для послабления поста, которыми руководствуется священник. Это различные медицинские показания, возраст, индивидуальные особенности жизни каждого человека. Но на послабление поста должен дать благословение духовник.
– Как должны соблюдать пост дети?
– На этот вопрос нет однозначного ответа. Знаю семьи, где дети начинают поститься с самого раннего возраста вместе с родителями и вырастают крепкими, здоровыми людьми. В других случаях, родители начинают приобщать детей к посту постепенно, с садика, со школы, сначала ограничивая их только в мясной пище, а далее постепенно вводя уставные правила. Главное, чтобы как в первом, так и во втором случае, была положительная духовная динамика в жизни ребёнка, без вреда его здоровью.
– Скажите, насколько часто верующие должны посещать храм, если учитывать эпидемиологическую ситуацию в стране?
– Настолько же часто, насколько часто должен больной человек обращаться к врачу, приходить в поликлинику, или больницу. Настолько же, насколько голодный должен идти в магазин за хлебом, а жаждущий, взяв вёдра, идти к колодцу.
Посещение храма Божиего, участие в церковных таинствах – это внутренняя необходимость, потребность верующего человека. По-настоящему верующие не могут и недели прожить без храма, без богослужения, без исповеди и Причастия. И как доктора в больницах и поликлиниках лечат тело, и при этом ни у кого не возникнет даже мысли держаться подальше от больницы, когда заболел, как раз наоборот; так и в периоды испытаний и скорбей люди тянутся к Богу с просьбой о помощи. И эту помощь получают.
Бог щедро даёт просящим. Церковь лечит души. Благодать церковных таинств питает дух, утоляет жажду души. Как же можно препятствовать верующим людям ходить в духовные больницы, где происходит исцеление наших душ? Особенно сейчас, когда в этом есть сугубая необходимость, когда нужно крепко молиться о родных и близких, взывать к Богу о умиротворении жизни, молиться о упокоении безвременно ушедших их этого мира. А эпидемической безопасности, дезинфекции храмовых помещений, бесплатной выдаче медицинских масок и т.д. в наших храмах уделяют внимания не меньше, чем в других общественных местах, а может быть и больше. Более того, мы заботимся не только о своих прихожанах, но и обо всех жителях города и области, кому можем помочь.
Для понимания: в прошлом месяце Черкасская епархия бесплатно передала 75 тысяч медицинских масок во все учебные заведения города Черкассы: в 36 общеобразовательных школ, 3 колледжа, 2 техникума, 4 училища, 4 художественные/музыкальные школы, 6 высших учебных образовательных учреждений. Маски были изготовлены нашими верующими прихожанами. А в этом месяце, учитывая повышенный сезонный фон заболеваемости ОРЗ и ОРВИ, мы бесплатно передали во все больницы Черкасс, а также ряд районных больниц и санаториев, во все монастыри и ряд храмов Черкасской епархии противопростудные медикаменты. Три тысячи упаковок препарата «Амбролитин» распределены в вышеперечисленные медицинские учреждения, приходы и монастыри в необходимом для них количестве. Так что сегодня Церковь заботится не только о душах людей, но и об их телесном здоровье. Но на первом месте, конечно, – здоровье духовное.
– Что Вы можете пожелать верующим перед постом?
– Самое главное – всем верующим желаю обильной Божией помощи в совершении предстоящего поста. Тем, кто ещё никогда не постился, тем, кто сомневается, желаю не бояться поста и не сомневаться – попробуйте поститься в этом году. Всё дело в решимости. Положитесь на Божию помощь, и смело начинайте. Также давайте постараемся как можно чаще в течение этого Поста посещать Божий храм, и молится на службах!
При этом все мы должны помнить, что Великий пост – это время в первую очередь внутреннего подвига. Подчеркну: внутреннего. Этот внутренний, духовный подвиг не должен выделять нас, постящихся, на фоне других людей по каким-то внешним признакам. Но он может и должен выделять верующих по другим признакам – признакам внутреннего духовного человека. То есть, если наши ближние и узнают, поймут, что мы с вами постимся, то понять они это должны не по темным одеждам, не по постным лицам и разборчивости в еде. Понять это они должны исключительно по нашей особой доброте, по внимательному отношению к близким, по готовности помочь и простить, по совестливому отношению к своим делам и обязанностям. Одним словом – по той кротости, совестливости и любви, которая должна светиться во время Великого поста в наших глазах и согревать других. Согревать и словом, и делом. Божией помощи всем нам!
Общалась Дарья Роженкова
Информационное агентство «Нова Доба»
(557)