Комментарий Союзу Православных Журналистов: Архиепископ Черкасский и Каневский Феодосий считает, что пасхальное богослужение не может начинаться ранее полуночи воскресенья.
Архиепископ Черкасский и Каневский Феодосий (Снигирев) прокомментировал для СПЖ дискуссии о переносе времени начала празднования Пасхального богослужения в Элладской Церкви, где из-за комендантского часа начало службы сместили с 00:00 воскресенья на 22:00, а потом и на 21:00 субботы.
«Вот уже второй год коронавирус и его последствия заставляют нас пересмотреть многие привычные для всех нормы и правила жизни, – напоминает архиерей. – И Церковь не исключение. Важным, как мне кажется, является то, как мы поведём себя вначале, какую тактику мы изберём в изменяющихся обстоятельствах. Ведь, по сути, сейчас закладывается фундамент, основа для принятия церковных решений не только в ковидный период, но и для будущего времени потрясений и катаклизмов, о которых Господь не раз говорил Своим ученикам».
Именно поэтому, по мнению архиепископа, «любой вопрос, требующий пересмотра устоявшихся традиций, церковного устава или канонов, требует тщательного изучения и исключения поспешных, спорных решений, которые естественно приводят к разногласиям и смущениям верующих. К таким вопросам однозначно относится вопрос переноса времени празднования Пасхи на 3 часа назад, как это было сейчас навязано Греческим правительством Элладской Православной Церкви».
На вопрос корреспондента СПЖ, приемлема ли такая практика для верующих Украинской Православной Церкви, архиерей ответил отрицательно.
По его мнению, начало пасхального богослужения ранее полуночи будет фактически означать «встречу Христового Воскресения в субботу, что недопустимо ни с точки зрения православной каноники, ни с точки зрения церковного устава, ни исторической правды. Церковный устав определяет время начала Пасхального торжества “Об часе утреннем” в сам Светлый день Пасхи. Это может быть и 00:00 нового дня, или ранним утром, или даже поздним утром, но никак не в субботу накануне. Нарушая это правило, мы не просто разрушаем древнюю традицию Церкви и богослужебное правило, но и извращаем сам смысл праздника, ведь Христос был во гробе три дня, а не два. И воскрес Он не в субботу покоя, а в первый день новой недели – новый День нового мира и Нового Завета».
Владыка Феодосий считает, что верующим необходимо оказывать послушание властям в вопросах, на которые распространяется их компетенция, но в то же время он допускает, что «правительства разных стран» могут «использовать нынешние карантинные правила, чтобы уязвить именно христиан. И по большей части православных христиан. Уязвить в вопросах, не имеющих для карантинных мер принципиального значения. Особенно они активизируются накануне Пасхи, уже второй год подряд».
Потому, по мнению архиерея, «нам, церковным людям, в это время нужно быть особенно бдительными и зоркими, сделать всё, чтобы не допустить постепенного вовлечения князем мира сего нашей Церкви в плоскость недопустимых компромиссов».
Как сообщал СПЖ, правительство Греции и ЭПЦ достигли договоренности о смещении времени начала празднования Пасхи из-за карантинных ограничений. После этого митрополит Элладской Православной Церкви Амвросий обратился с письмом к архиепископу Афинскому и всея Эллады Иерониму, где заявил, что решением относительно времени проведения Божественной литургии члены Священного Синода 164-го синодального периода «нарушают канонический церковный порядок». Митрополит подчеркнул, что Пасхальные службы должны начаться не в 21:00, как сейчас планируется, а в полночь.
(370)