Современное общество все время сталкивается с новыми вызовами, и Церкви нужно вырабатывать правила реагирования на эти вызовы, считает архиепископ Феодосий (Снигирев).
Викарий Киевской Митрополии архиепископ Боярский Феодосий (Снигирев) ответил на вопросы СПЖ о возможных проблемах причащения зараженных коронавирусом украинцев в связи с запретом на доступ к больным.
«Верующему человеку, находящемуся на смертном одре, абсолютно необходима исповедь и причастие Святых Христовых Таин, – подчеркнул иерарх УПЦ. – И Православная Церковь будет делать все для того, чтобы этого права не был лишен ни один православный христианин. Это фундаментальное право любого человека. Оно укоренено в духе и букве кодексов религиозной свободы любого цивилизованного общества».
Он отметил, что даже в советское богоборческое время власти не лишали такого права умирающего человека.
«А вот в современных западных обществах, где декларируются права человека даже на безумие (например, смену пола) или самоубийство (эвтаназию), очень странно слышать, что люди в предсмертном состоянии лишаются такого фундаментального и неоспоримого права религиозной свободы – умереть по-христиански, – прокомментировал владыка ситуацию с Италией, где больных коронавирусом не только не причащали, но даже не отпевали. – В чем проблема? Человека же не лишают права на медицинское обслуживание в эти дни? Нет. Врачи такие же люди, как и священники. Так почему духовенству должен быть запрещен доступ к умирающему от инфекционной болезни человеку? Этого быть не должно. Странно, что Католическая церковь в западных странах не смогла добиться разрешения и найти литургических форм напутствия умирающих. Очень надеюсь, что в православных странах усилиями Поместных Православных Церквей этот вопрос сможет быть решен положительно».
Относительно того, нужно ли в связи с угрозой пандемии искать какие-либо «нетрадиционные» методы преподания таинств, архиепископ Феодосий отметил, что «настало время для выработки новых литургических форм окормления верующих в условиях тотальной эпидемии или других катаклизмов».
«Да, сегодня они будут “нетрадиционными”, но уже через 10-20 лет они могут стать вполне привычными и традиционными для любого верующего, – сказал иерарх. – И в этом нет ничего страшного. Еще сто лет назад электричество в храмах многими считалось кощунством, а участие членов Синода в заседании посредством Скайпа никому бы не привидилось даже в самых смелых фантазиях. Тем не менее, это реалии сегодняшнего дня. И они ни в коем случае не нарушают традиционное благодатное течение жизни Православной Церкви, а наоборот облегчают его в современном мире. Современное общество, в том числе и общество верующих людей, все время сталкивается с новыми вызовами, и Церкви нужно вырабатывать правила реагирования на эти вызовы».
По его мнению, в нынешней ситуации с коронавирусом вопрос исповеди и причащения инфицированных мирян в больницах – вполне решаемый вопрос.
«Это необходимо делать? Да, безусловно. Есть опасность для священника заразиться в больнице? Конечно. Кто-то говорит, что нужно сделать врачей посредниками в таинствах. Но мне абсолютно непонятно зачем? Неужели сам священник не может надеть костюм инфекционной защиты, такой же как у врача, и индивидуально поисповедовать и причастить больного запасными Дарами? Так и нужно делать. В этом отношении, кстати, можно было бы сразу предусмотреть выделение необходимого количества защитных костюмов для духовенства из тех грузов, которые сейчас прилетают из Китая. Они могут быть распределены по медицинским отделам наших епархий и использоваться профильным духовенством в случае необходимости. Вообще никаких сложностей не вижу», – пояснил владыка Феодосий.
В случае же, если во время тотальной эпидемии государство не пойдет Церкви навстречу и, в нарушение религиозной свободы, запретит посещение духовенством больных даже в защитных костюмах, «тогда придется думать о более сложных формах преподания таинств умирающим», например, о возможности исповеди «по современным средствам коммуникации с чтением священником разрешительной молитвы (хотя, если такой больной потом выздоровеет, то таинство нужно будет восполнить при личной встрече со священником)».
«Такое время, в какой-то мере, можно будет приравнять ко времени гонений на Церковь, ведь верующие, которым в больнице не дают перед смертью исповедоваться и причаститься – это верующие в условиях гонений. В такой ситуации Синодальной Литургической комиссии надо будет подумать и над тем, как передавать частичку Тела и Крови Христовых в инфекционную больницу для последнего напутствия умирающего. Нужно будет благословение и разрешение Священного Синода на возможность прикасаться к Святым Тайнам посредникам-мирянам, как это было в древней Церкви в условиях гонений, и нужно будет искать таких мирян среди медицинского персонала. Также необходимо будет продумать форму благоговейного капсулирования частичек Святых Даров в желатиновую, или иную медицинскую оболочку для удобства передачи и индивидуального причащения больного мирянина. Не в яблоках же передавать, как святому Иоанну Русскому… Но, дай Господь, чтобы нам это все никогда не пригодилось! Все-таки современное общество не должно опуститься до того, чтобы Церковь искала формы защиты своих верующих, как во времена гонений I-III веков», – подытожил иерарх.
Напомним, ранее архиепископ Боярский Феодосий прокомментировал разногласия из-за соблюдения карантина в храмах.
(564)