Ответы благочинного Киевской епархии по делам монастырей архимандрита Феодосия (Снигирева) на вопросы пользователей православного Интернета.
Архимандрит Феодосий: Благодарю всех за поставленные вопросы и прошу помолиться обо мне, чтобы Господь даровал проходить новое послушание с пользой для Церкви и своей души.
Николай, Свято-Тихоновский богословский институт: Благословите, скажите, как Вы относитесь к тому, чтобы в женских монастырях совершали богослужения только монахи, но, ни в коем случае не женатое духовенство?
Архимандрит Феодосий: Бог благословит, Николай. В Киеве в женских монастырях несут служение в основном именно женатые священники. Такой же практике отдавалось предпочтение и в дореволюционные времена. Если говорить о том, что в женских обителях уместнее служить монашествующему духовенству, то скорее по практическим соображениям. В удаленных от города женских монастырях, где штат священнослужителей совсем невелик (1-2 человека), женатому священнику бывает просто непосильно совершать многочасовые уставные монастырские службы день за днем, неделя за неделей. Ведь у него есть семья, дети. Хорошо, если при этом у обители находятся средства на достойное содержание такого священника, а если нет? Если же в женском монастыре служит священник-монах, то эти проблемы снимаются сами собой. Так что вопрос этот решается на местах скорее не в канонической, а в практической плоскости.
Людмила, Киев, 29 лет: Как Вы относитесь к тому, что для Киевских монастырей легче за товаром съездить в «Софрино», чем наладить собственное производство?
Архимандрит Феодосий: Здравствуйте, Людмила. Магазины церковной утвари в киевских монастырях обеспечиваются товаром от различных производителей и поставщиков, в том числе и из Художественно-производственного предприятия “Софрино”. Тут действует простая экономическая арифметика — спрос рождает предложение. Те товары, которые наиболее сбалансированы по шкале цена-качество приобретаются в первую очередь, а значит их в магазине больше. И напрасно Вы думаете, что при этой конкуренции “Софрино” всегда оказывается на первом месте.
Например, наши украинские церковные облачения, митры, одежда священнослужителей (подрясники, рясы) благодаря своему разнообразию и умеренной цене уже давно стали популярны среди духовенства России, Беларуси, Молдовы, Грузии, даже румыны, сербы и греки часто заказывают себе облачения именно в украинских пошивочных мастерских.
Иконы, церковная утварь, ткани и многое другое изготавливается также в Украине. Некоторая утварь и ткани привозятся из Греции. Но есть предметы церковного употребления, которые качественнее всего изготавливают в “Софрино”. Это священнические кресты, архиерейские панагии. И для того, чтобы в их производстве в Украине достигнуть соответственного качества, необходимо построить такое же мощное современное предприятие как “Софрино”. Неужели в этом есть смысл?
Мне кажется, намного проще и лучше, когда российские священники служат в наших красивых украинских облачениях, а мы носим качественные изящные кресты из подмосковного “Софрино”.
Роман, 34 года, Винница: Отец Феодосий, у меня два вопроса. 1. Будет ли входить в Вашу юрисдикцию Киево-Печерская Лавра или она будет отдельным объектом, находящимся вне Вашего управления?
2. Как по-Вашему, в Киеве достаточно монастырей или есть площади и необходимость для открытия новых?
Архимандрит Феодосий: Здравствуйте, Роман. Прочитав внимательно Распоряжение Блаженнейшего Митрополита Владимира об учреждении должности Благочинного Киевской епархии по делам монастырей, Вы увидите, что у Благочинного нет монастырей в управлении. Управляют монастырями наместники и настоятельницы, которые в свою очередь находятся в послушании у правящего архиерея — Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины. Благочинному вменяются, то есть делегируются от епархиальной власти, функции административного контроля за исполнением распоряжений Блаженнейшего Митрополита, функции координации межмонастырских связей, предварительные следственные функции, и другие, определяемые Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром согласно необходимости.
В распоряжении не указано на выделение Киево-Печерской Лавры в “отдельный объект”, находящийся вне попечения Благочинного Киевской епархии по делам монастырей, следовательно, Лавра входит в сферу компетенции Благочинного. В то же время, на сегодняшний день Блаженнейший Митрополит Владимир, являющийся Настоятелем (Священноархимандритом) Киево-Печерской Лавры сам служит, живет и имеет резиденцию в Лавре, а его непосредственным помощником по монастырю является наместник Лавры Высокопреосвященнейший архиепископ Павел, который одновременно несет послушание Председателя Синодальной Комиссии УПЦ по делам монастырей. В такой ситуации в отношении Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры не имеют практического смысла большинство обязанностей, вмененных Благочинному согласно Распоряжению. Поэтому на данный момент функции Благочинного относительно Лавры вполне могут ограничится востребованием и внесением статистических данных по монастырю в ежегодный отчет, по установленной форме. Если, конечно, не последует дополнительных указаний Блаженнейшего Митрополита Владимира.
Второй вопрос. По моему мнению, рождение или возрождение монастыря должно быть процессом естественным. Поэтому количество монастырей нельзя искусственно регламентировать: много, или мало. По большому счету монастырей всегда мало, ведь чем больше монастырей, чем больше людей, оставивших земные попечения и приобщившихся ангельскому образу, тем ближе милость Божия ко всем нам, ко всему миру. С другой стороны, монастырей теперь стало много, а монахов по-прежнему мало. От увеличения количества не всегда выигрывает качество. Бывают монастыри, в которых один монах или два. И все их время занято тяжелейшим физическим трудом, богослужения проходят не регулярно и не чинно, нет опытного наместника, нет мудрого и молитвенного духовника. От этого сильно страдает духовная жизнь людей, посвятивших себя Богу. Поэтому мне кажется, что к открытию монастырей надо подходить очень осторожно, внимательно и дифференцированно.
Степан Иванович, 42 года, Харьков: Чем было вызвано решение создать такое отдельное благочиние?
Архимандрит Феодосий: Об этом говорится в первом абзаце Распоряжения Блаженнейшего Митрополита Владимира: “В связи с увеличением количества мужских и женских монастырей в Киевской епархии, с целью усовершенствования механизма епархиального управления монастырями города Киева и Киевской области…”.
Варвара, Киев: Батюшка, как насельницы и насельники Киевских монастырей будут участвовать в приеме Святейшего Патриарха Кирилла этим летом в столице?
Архимандрит Феодосий: Будем встречать Святейшего, молиться с ним. Если Вы спрашиваете о каких-либо послушаниях для насельников и насельниц по организации визита, то это станет понятным после ближайшего совещания Комиссии по организации приема Святейшего Патриарха в городе Киеве.
Павел, Киев, 23 года: Как Вы относитесь к молодежной деятельности Киевского Свято-Троицкого Ионинского мужского монастыря? На территории обители проходит немало мероприятий для молодых людей. Не кажется ли Вам, что это несколько не соответствует уставу монастырской жизни?
Архимандрит Феодосий: “По плодам их узнаете их” (Мф. 7; 16), говорит Господь. Плоды деятельности наместника и братии Ионинского монастыря очевидны — сотни, а может быть и тысячи молодых людей заинтересовываются жизнью Церкви, участвуют в ее проектах, многие по-настоящему воцерковляются. Такую монашескую ревность о спасении ближних можно только приветствовать.
Не противоречит ли эта деятельность уставу монастырской жизни? Мне кажется, не противоречит, а дополняет. Ведь в Ионинском монастыре созданы все условия для правильной аскетической жизни насельников. В этом смысле монастырь является образцовым. И если, в дополнение к этому, у наместника и единомышленной ему братии есть силы и желание активно заниматься социальным, благотворительным или миссионерским служением, это можно только приветствовать. Более того, Святейший Патриарх Кирилл недавно прямо призвал монастыри к такому служению.
Владимир, Сумы: Расскажите, пожалуйста, о своем духовном образовании и о том, почему Вы выбрали именно монашеский путь? Вы много работали в обществе, в частности даже Ваш храм находится на территории Владимирского рынка столицы. Не мешает ли Вам монашество совершать это служение и, наоборот, миссия Церкви в мире — монашескому деланию?
Архимандрит Феодосий: После школы я окончил медицинское училище и сразу же поступил в Духовную семинарию. Во время учебы в семинарии у меня созрело твердое желание монашества. В выпускном классе я принял постриг, и уже, будучи монахом Свято-Пафнутьева Боровского мужского монастыря поступил и обучался на заочном отделении Московской Духовной Академии. Но оканчивать Академию мне пришлось уже в Киеве, в связи с переводом на служение в город, где я родился и вырос.
В храме на Владимирском рынке, в Свято-Владимирском духовно-просветительском Центре я не один монах, у нас небольшая монашеская община. Мы вместе молимся, трудимся, друг друга поддерживаем, укрепляем, помогаем друг другу. И я благодарен Богу, что Он дал нам такое небольшое монашеское братство, с которым и послушание в миру можно нести не унывая.
Священник Петр, Житомирская епархия: Говорят, что Киевский Выдубицкий монастырь наше духовенство просто сдало раскольникам без боя. Знаете ли Вы правдивую историю того, как он был потерян для Украинской Православной Церкви? Если да, то расскажите, пожалуйста.
И второй вопрос. Скажите, какие перспективы того, что монастыри, отобранные Киевским патриархатом, будут возвращены законным владельцам?
Архимандрит Феодосий: Простите, на первый вопрос Вам ответить не смогу, не обладаю информацией. В то время я служил не в Киеве. Обстоятельный ответ на Ваш второй вопрос Вы сможете найти в моем интервью “Православному Печерску” начала 2007 года. Вот ссылка: http://orthodoxy.org.ua/uk/node/6520
Вера Игоревна, Запорожье, сочувствующая православию: Скажите, пожалуйста, отец Феодосий, много ли Вы за свою жизнь посетили монастырей? В каком из них Вам понравилось больше всего? И почему?
Архимандрит Феодосий: Действительно, мне удалось побывать во многих монастырях. Но ближе всего моему сердцу, наверное, наша Киево-Печерская Лавра, имя основателя которой мне выпала радость носить в постриге. Я вырос и сейчас живу в двух остановках трамвая от Лавры, бывал здесь с раннего детства, когда тут еще был музей. Также близка и дорога мне Троице-Сергиева Лавра, сыгравшая важную роль в моем духовном становлении, дорог древний подмосковный Свято-Пафнутьев монастырь, где пришлось испытать первые иноческие скорби и радости. Большое благодатное впечатление произвела на меня и Почаевская Лавра своим величием, своим незримым присутствием Матери Божией. Очень понравился Свято-Георгиевский Даневский женский монастырь в Черниговской епархии своей тишиной и дивной иконой Пресвятой Богородицы “Аз есмь с вами и никтоже на вы”.
Виктория, 31 год, Полтава: Как Вы планируете совмещать исполнение обязанностей благочинного с должностью руководителя Сектора духовно-просветительских проектов УПЦ?
Архимандрит Феодосий: Думаю, жизнь покажет. Но пока все время занимает новое основное послушание. Необходимо осознать и найти варианты усовершенствования механизма межмонастырских взаимоотношений, включить монастырское духовенство в епархиальные мероприятия, создать каналы оперативного поступления информации от всех обителей епархии в поле православных СМИ, организовать канцелярию Благочинного, презентовать сайт и многое другое.
Возможно, некоторые проекты Сектора духовно-просветительских проектов УПЦ постепенно найдут себе новую платформу. На глазах растет и развивается духовно-просветительский Центр при строящемся Кафедральном Соборе. И киевский Клуб православной песни и творчества, например, с которым мы вместе трудились многие годы и из которого родился Международный фестиваль «Благодатное Небо», теперь имеет возможность проводить свои встречи и авторские концерты на просторной площадке при Кафедральном Соборе. Международный Клуб православных литераторов «Омилия» растет, развивается и становится все более популярным в интернет пространстве. Все эти проекты получили в свое время благословение Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, и на сегодняшний день они вполне жизнеспособны и самостоятельны.
Иеромонах Софроний, 38 лет: Благословите! Скажите, пожалуйста, каким Вы находите нынешнее состояние монастырей Киева? Какие, на Ваш взгляд, наиболее отвечают своему призванию, а каким еще нужно работать в этом направлении?
Архимандрит Феодосий: Здравствуйте, отец Софроний. Количество монастырей в Киевской епархии (Киев и Киевская область) за последние годы выросло до 20, не считая скитов и монашеских общин на приходах. И должность Благочинного по делам монастырей была введена, в том числе и для того, чтобы глубже изучить те вопросы, которые Вы задали. Ответы на них можно будет дать со временем.
Лидия Павловна, 45 лет, экономист, Киев: Батюшка, благословите! Каковы перспективы того, что богатые Киевские монастыри смогут материально помогать бедным приходам в окрестностях Киева?
Архимандрит Феодосий: Бог благословит, Лидия Павловна. Богатым можно назвать того, кто имеет излишки средств. Среди киевских монастырей вряд ли Вы найдете такие. Масштабы восстановительных и реставрационных работ, которые ведутся после десятилетий разорения и разрухи практически во всех монастырях столицы требуют огромных финансовых затрат. Очевидно, что монастыри не могут справиться с этим объемом своими силами. Поэтому наместники вынуждены львиную долю своего времени и сил тратить на поиски благотворителей, ведь только так возможно более-менее продуктивно восстанавливать обители. Так что «богатство» монастырей понятие очень натянутое.
Кроме того, настоятели приходов в окрестностях Киева имеют равноценную возможность во внеслужебные дни также заняться поисками благотворителей в столице, благосостоятельных людей в Киеве живет немало. Да и строительные запросы в приходских храмах поменьше. Если же в принципе говорить о церковной взаимопомощи, то уместнее ставить вопрос раздельно о межмонастырских и межприходских фондах. Но это отдельная непростая тема, которую не рассмотреть в формате этой Веб-конференции.
Священник Сергий, Крым: Христос посреди нас! Отче, каков Ваш взгляд на разделение монашества на территории Киево-Печерской Лавры? Известно, что преподаватели Киевских духовных школ не являются насельниками обители, хотя и живут и работают на этой территории. Не кажется ли Вам целесообразным объединить эти две ветви?
Архимандрит Феодосий: И есть и будет! Отец Сергий, это обычная практика для духовных школ, которые находятся при монастырях. Такое положение в Киевских Духовных Академии и Семинарии при Лавре, Московской, Санкт-Петербургской и некоторых других. Эта практика берет свое начало еще с глубоких дореволюционных времен. Думаю, что если бы в ней не было практического смысла и целесообразности, она бы долго не прожила.
Миколай Андрійович, Київська єпархія: До 70-річчя Блаженнішого Митрополита Володимира видавництвом «Благовіст» (керівник проекту професор протоієрей Віталій Косовський) було зроблено випуск «Карти- путівника по монастирям Української Православної Церкви. Межі та центри єпархій, центри благочиній, кафедральні собори, монастирі (фото, історія). Єпископат. Ікони (чудотворні та шановані)».
Чи планується перевидання «Карти-путівника по монастирям Української Православної Церкви» до 75-річного ювілею Блаженнішого Володимира, Митрополита Київського і всієї України, Предстоятеля Української Православної Церкви?
Архімандрит Феодосій: Та карта, про яку Ви говорите, дійсно чудове видання. Я сам з цією картою в руках проїхав на автомобілі декілька єпархій, спеціально по монастирях. Скажу по досвіду — в день можна відвідати до дванадцяти обителей. Без такого видання це було б зробити дуже скрутно. Якщо видавництво “Благовіст” запланує доповнене перевидання карти до ювілею Блаженнішого Митрополита Володимира, ми постараємося виказати максимальне сприяння в частині, що стосується монастирів Київської єпархії.
Ірина: Як можна поступити до Покровського або Свято-Пантелеімонівського жіночих монастирів міста Києва?
Архимандрит Феодосий: Для цього треба звернутися в ці монастирі і на місці про все дізнатися.
Николай, Киев: Благословите. Не кажется ли Вам, что со временем нужно еще сильнее структурировать церковно-административный аппарат? К примеру, в Киеве благочинной по делам женских монастырей должна быть игуменья, а мужских — архимандрит?
Архимандрит Феодосий: Бог благословит, Николай. Не думаю. Изменения в структуре церковно-административного аппарата должны чем-то мотивироваться. В данном случае необходимость введения должности Благочинного Киевской епархии по делам монастырей понятна и прописана в учреждающем эту должность документе — Распоряжении Блаженнейшего Митрополита Владимира (посмотрите текст на официальном сайте УПЦ). Согласно тому же Распоряжению Благочинный не управляет монастырями, а лишь действует в рамках вполне определенных полномочий. Для исполнения этих полномочий нет никакой необходимости дублировать должность для женских монастырей.
Антонина, 32 года, Сумы: Отец Феодосий, в распоряжении Блаженнейшего Митрополита Владимира написано, что в числе Ваших основных функций на новой должности будет контроль над своевременным перечислением средств от монастырей в Киевскую Митрополию. Скажите, а что есть проблема в этом плане? Кто до Вас этим занимался?
Я так понимаю, речь идет о каких-то особых перечислениях? Ведь не может же быть так, что Киевские монастыри задерживают с оплатой обыкновенного епархиального налога?
Архимандрит Феодосий: В течение последних полутора лет мне, как члену Синодальной финансовой комиссии строительства Кафедрального Собора Украинской Православной Церкви, был поручен контроль сбора средств на строительство Собора от столичных монастырей. Никаких проблем в этом плане не возникало. Думаю, не должно возникнуть и с епархиальными взносами.
Протоиерей Виктор, 37 лет, Харьковская епархия: Скажите, пожалуйста, как Вы планируете взаимодействовать с архиепископом Вышгородским Павлом, который является главой Комиссии по делам монастырей при Священном Синоде УПЦ?
Архимандрит Феодосий: Мы уже встречались с Владыкой Павлом после моего назначения и предварительно обсуждали ближайшие задачи и перспективы работы Благочинного. Эти скромные размышления мы вынесем на суд Предстоятеля нашей Церкви Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира. Также в ближайшее время по благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира будет созвано совещание наместников и настоятельниц монастырей Киевской епархии, в котором, я надеюсь, примет участие и Высокопреосвященнейший Владыка Павел. С Владыкой мы знакомы давно, регулярно общаемся, дерзаю думать, что имеем стойкое взаимопонимание. Я очень надеюсь на его поддержку и покровительство в моем новом послушании, на его мудрый и опытный совет.
Олександр, 43 роки, Київська область: Благословіть отче. Скажіть, будь ласка, чому священнослужителі-монахи, які дали чернечі обітниці, служать на приходах у селах та містах, а не перебувають у монастирях?
Адже відомо, що молодим — жонатим випускникам студентам семінарії очолювати парафії в містах та селах природніше, ніж монахам, які відреклися від всього світського та мирського. Та чи плануєте Ви привести такий, на мій погляд, казус у відповідність до церковного устрою життя монахів та білого духовенства?
Архімандрит Феодосій: Бог благословить, Олександре. Саме тому, що ченці-священнослужителі дали Богові обітницю послуху, вони і несуть своє служіння там, куди були спрямовані Церквою. І не завжди це монастир. Ченцеві-священнослужителеві іноді буває дуже важко покидати стіни рідної обителі і вирушати на місце нового служіння, наприклад в православну місію, на прихід, в єпархіальну адміністративну структуру, а іноді навіть на архієрейську кафедру.
Але ті, хто знає чернецтво ближче, добре розуміють, що воно не в стінах і чорному одязі полягає, а в самовідданому житті по Євангелію, в любові, старанній молитві, цнотливості, нестяжанні, послухняності. Так, ці чесноти легше придбавати в чернечому колективі однодумців. Але не завжди буває так, як ми хочемо. І обітниця послуху зобов’язує нас виконувати те, що хоче Бог. Це стосується суб’єктивного погляду на питання (для тих, хто турбується про якість духовного життя ченця на приході).
Якщо говорити про об’єктивні причини служіння ченців-священнослужителів в приходських храмах, то практика ця склалася за радянських часів, коли усі монастирі можна було перерахувати по пальцях, а білого духовенства на приходах катастрофічно бракувало. Так чернече духовенство влилося в приходське служіння.
Чи погано це для сьогоднішнього дня? Є різні думки. Я, принаймні, не прибічник силового вирішення цього питання. Тим паче, що позитивних прикладів у цієї практики значно більше, ніж негативних.
Cтаврос: Насколько я понимаю, благочинным приходских храмов должен быть приходской же священник, знающий специфику служения на приходе и могущий говорить с подопечным духовенством “на одном языке”.
В связи с этим возникает вопрос: каков Ваш “стаж” жизни в монастыре и в какой обители Вы принимали постриг?
Архимандрит Феодосий: Я принимал постриг в Свято-Успенской Тихоновой пустыни, будучи учащимся выпускного класса духовной семинарии. До поступления в семинарию некоторое время был послушником в древнем Свято-Пафнутьевом Боровском монастыре. Получив духовное образование, уже в сане иеромонаха, был направлен в тот же Боровский мужской монастырь, где проходило мое иноческое воспитание и становление. Со временем в монастыре мне было поручено послушание Казначея, а потом (по ходатайству Духовного Собора монастыря) я был назначен Благочинным обители. Также нес послушание редактора монастырского еженедельного издания. С должности монастырского Благочинного правящим архиереем был переведен на послушание заведующего канцелярией Калужского епархиального управления и Секретаря епархиального Совета.
Виктор Петрович: Отец Феодосий! Хотелось бы узнать Ваше мнение по поводу такого вопроса. В последнее время бытует практика белого духовенства благословлять на принятие монашеского пострига людей, которые состоят в браке или имеют несовершеннолетних детей.
Архимандрит Феодосий: “Благословение” на принятие монашества состоящего в браке человека без согласия супруга является антиканоничным беззаконным действием. О недопустимости этого много пишет в своих письмах приснопамятный духовник архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Это — отречение от своего Креста, и такой отреченец ничего не сможет достигнуть и в монашеской жизни. По церковным правилам исключением может быть ситуация, когда оба супруга, по взаимному согласию, удаляются в монастыри для принятия ангельского образа. В таком случае они уже не должны видеться в этой жизни.
Что же касается оставления малых детей и ухода в монастырь, то такое трудно объяснить даже с точки зрения светской морали. С духовной точки зрения подобное поведение вообще необъяснимо.
И не имеет значения, какой священник раздает такие благословения — женатый или монашествующий. О таких его действиях, если они действительно где-то имели место, необходимо сообщать правящему архиерею, который разберется в ситуации и примет меры.
Галина Викторовна: Отче, поздравляю Вас с назначением! Благословите спросить.
Меня очень интересует значение «кирпичиков» в Введенском монастыре. Там можно заказать услугу, которая предусматривает, что в журнал, который сделан в виде кирпичиков с названием строящихся Церквей, можно записать имя человека, тем самым заказав за него соответствующую службу (за здравие, за упокой). А так называемый кирпичик с именем человека закладывается в строительство храма, записанного в кирпичике. Служители монастыря говорят, что чем больше заказать таких кирпичиков, тем человек больше приближает к себе милость Господа Бога и человеку легче жить и решать жизненные проблемы.
Скажите, пожалуйста, правда ли это? И почему такой услуги, как «кирпичики» нет в других Церквях? Огромное спасибо.
Архимандрит Феодосий: Спаси Господи. “Кирпичики” на строительство той или иной церкви — символ того реального кирпича в кладку храма, который приобретут на пожертвованную вами лепту. Обыкновенно церковные “кирпичики” имеют именно такой смысл. Мне кажется, такой упрощенный способ поучаствовать в благом деле строительства храма Божия — хорошее изобретение. Оно теперь практикуется не только в Введенском монастыре, но и во многих других храмах и монастырях. Что касается вопроса, сколько “кирпичиков” надо приобрести, чтобы приблизить к себе милость Божию, то дело тут не только и не столько в количестве, но в качестве милостыни. Вспомните евангельское повествование о бедной вдове (Лк. 21; 1-4).
Евгений, 45 лет: Здравствуйте! Как можно пожить и поработать в монастыре?
Архимандрит Феодосий: Здравствуйте, Евгений! Чтобы пожить и поработать в каком-либо мужском монастыре Киевской епархии, нужно узнать в самой обители, принимают ли там на проживание и послушание трудников, и что для этого нужно. Список монастырей Киева и области с номерами телефонов, адресами, маршрутом проезда автомобилем и общественным транспортом, расписанием богослужений и т.д. будет размещен на сайте «Монастыри Киевской епархии», который сейчас в разработке и в ближайшее время будет презентован. В настоящее время перечень монастырей с контактами можно найти на официальном сайте УПЦ, а также в официальном календаре УПЦ на 2010 год.
Олександр: Чи є спасіння поза Православною Церквою?
Архимандрит Феодосий: Чи може людина спастися, не маючи правильного, неспотвореного пізнання про Бога і про спасіння, яке є лише в Православній Церкві? Чи може людина спастися, не маючи правильного розуміння, про те, що таке гріх, як боротися з ним, як за сприяння благодаті Божої перемогти його і стати іншою, Новою людиною? Правильне богоодкровенне розуміння цього є лише в Православній Церкві. Чи може людина спастися без освячуючої благодаті Святого Духа, яка відчутно діє через Таїнства Православної Церкви — Хрещення, що народжує, Миропомазання, що одухотворяє, Покаяння, що очищає, Причастя Тіла і Крові Христових, що зцілює і змінює нас? Чи може людина спастися без покаянної глибини, істинної чистоти Православного богослужіння?
Навіть маючи все це, говорить Одкровення, не всі спасуться. Чи може спастися людина, не маючи цього? Про це знає один Бог. Святитель Феофан Затворник так відповідав на це запитання: «Не знаю, чи спасуться інославні, але одне знаю напевно: якщо я стану інославним, то точно не спасуся».
Олег: Как точно должен быть обращен Алтарь храма на Восток? Могут ли быть отклонения?
Архимандрит Феодосий: При постройке нового храма, конечно же, необходимо следовать этой древней традиции Православной Церкви. Хотя эта традиция не имеет безусловного значения в церковной архитектуре. Множество исторических дворцовых, домовых храмов, а также церквей, которые вписывались в уже существующие планы застройки городов и улиц, ориентированы либо не совсем на восток, либо совсем не на восток. В современном городском храмостроительстве также часто приходится отступать от этой традиционной нормы.
Олександр: Доброго дня, отець Феодосій. Благословіть! Скажіть будь-ласка, а чи існують в нашій Церкві якісь обмеження по віку для настоятеля монастиря, а також на такі ступені як ігумен та архімандрит? Дякую!
Архимандрит Феодосий: Доброго дня, Олександре, Бог благословить. Обмежень за віком для намісника монастиря немає. Але щоб стати дійсно здатним управляти чернечою братією, потрібно довгий час пожити в обителі, виховатися там, побути послушником і простим ченцем, взнати і навчитися монастирському життю “знизу”. Крім того, намісникові дуже бажано мати духовну освіту. А на все це потрібні роки. Отже не так багато Ви знайдете юних намісників. Хоча, не без виключень. Адже в духовному житті, як і в будь-якій іншій сфері людського буття, є люди талановиті, багато обдаровані Богом, готові вже у молодому віці приносити духовні плоди.
Що ж до санів ігумена та архімандрита, то в сучасній практиці Української Православної Церкви ці ступені є нагородними, тобто за гідне і старанне служіння Церкві священнослужитель-чернець може бути нагороджений зведенням в даний сан, так само без обмежень за віком.
Марина: Благословите, летом ко мне должна приехать подруга из Италии, она католичка, но тянется к православию. Глория попросила меня устроить ей пребывание в монастыре на несколько дней, чтобы глубже узнать православие.
Посоветуйте, пожалуйста, в какой женский монастырь ей лучше поехать, то есть какие монастыри по-Вашему являются примерными, где духовный отец — монах, любящий монашество и где монахини заняты не только трудом, но и духовным деланием, Низкий Вам поклон за совет!
Архимандрит Феодосий: Бог благословит. Чтобы Глории лучше узнать Православие, увидеть и почувствовать его возвышенность и красоту, я посоветовал бы Вам проехать с ней паломничеством по разным монастырям Украины, прикоснуться к их святыням: мощам, чудотворным иконам Божией Матери. В первый раз, мне кажется, не нужно нигде надолго останавливаться. Остановка где-то на жительство на несколько дней может прибавить к положительным и благодатным впечатлениям Глории горький привкус суровости монастырского бытия, проблем человеческих взаимоотношений за монастырскими стенами.
Ведь каждый монастырь — поле духовной битвы, передовая. И только в романтических мечтах эта суровость и эти проблемы могут казаться интересными или вожделенными, даже на несколько дней. А в этой поездке, если будет на то воля Божия, Вы сможете встретить тех священников и тех монахинь, которые помогут Вашей подруге узнать, полюбить и принять Православие.
Сергеев Иван Николаевич, 47 лет, Житомирская епархия: Как Вы относитесь к идее создания православных поселений, как альтернативы экопоселениям?
Сегодня у людей есть большое желание уйти из мира и быть ближе к природе и Богу. Этим активно пользуются последователи ереси Мэгре, инославные конфессии также организуют отдых детей на природе и только Православная Церковь, к сожалению, не занимается этими вопросами. Заранее прошу прощения, если я, не зная всех фактов, ошибаюсь. В нашей области есть монастыри. Нельзя ли вблизи них, или под их эгидой, построить православные поселения для постоянного проживания христиан, которые стремятся уйти от городской суеты и греха, но не готовы к подвигу монашества?
Уверен, что желающие принять участие в строительстве таких поселений найдутся среди наших прихожан. Эти поселения можно использовать и для летнего отдыха православных детей. Готов лично поддержать такую инициативу Церкви, если она состоится.
Архимандрит Феодосий: Быть ближе к природе не значит быть ближе к Богу. «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17; 21) и в пустыне, и в мегаполисе. И уйдя от городской суеты, у нас все равно не получится уйти от греха, поскольку от него удаляются по другому пути, не на электричке. Если же у кого-то есть желание сменить городскую жизнь на сельскую, где-то вблизи монастыря, надо отдавать себе полный отчет, в том, что: первое — жизнь в селе (особенно для городского жителя) очень и очень трудна; второе — романтическое настроение со временем пройдет, а дороги назад уже может не быть.
Что же касается летних православных лагерей отдыха для детей, то их на сегодняшний день превеликое множество по всей Украине. Объявления о них регулярно размещаются на сайтах Украинской Православной Церкви. Один из таких лагерей действует совсем рядом с Вами — в селе Тригорье под Житомиром. Там уже много лет подряд проводится Всеукраинский православный скаутский лагерь под покровительством архиепископа Житомирского и Новоград-Волынского Гурия.
Александров Андрей Сергеевич, преподаватель основ христианской этики в городе Алчевске Луганской области: Добрый день, отец Феодосий, хотелось бы узнать Ваше отношение к преподаванию Факультативного курса основ Христианской этики. Нынешнее положение нашего государства и его отношение к остальным конфессиям позволяет преподавать этот курс практически всем конфессиям, выполнившим условия преподавания в учебных заведениях. Спаси Господи.
Архимандрит Феодосий: Добрый день, Андрей Сергеевич. В своем вопросе Вы совершенно точно определили главную проблему введения этого курса. Ни для кого не секрет, что результат изучения такого курса зависит не столько от его благозвучного названия, и даже не столько от грамотно и правильно составленного учебника, сколько от преподавателя. В советское время православная учительница математики могла принести детям намного больше духовной пользы, чем сегодня далекий от Церкви учитель, которому поручили преподавание Христианской этики.
А если это место займет какой-нибудь “религиовед”, или представитель конфессии, враждебно относящейся к Православию? Вопросов много. И в решении их, как Вы правильно заметили, должно принять участие государство, уважающее православные традиции своего народа и опирающееся на Церковь, сформировавшую наш культурный и национальный менталитет.
Василь: Добрий день! Мене звати Василь, мені 14 років і я хочу піти в монастир, але мої батьки проти. Що мені робити? Порадьте. Дякую!
Архімандрит Феодосій: Добрий день, Василю! Можу Вам порадити потерпіти до повноліття, і при тому не втратити, не загасити свого бажання. Якщо воно від Бога, то Ви зможете його зберегти.
Але і тоді, коли Ви матимете право самостійно приймати рішення, які стосуються Вашого життя і Вашого вибору, не забувайте: батьківське благословення дуже багато означає для чернечого життя. Дуже багато. Так що навіть деякі духівники ставлять його категоричною умовою вступу до монастиря. Хоча, Ви напевне знаєте, що були випадки, коли люди йшли із миру і всупереч волі батьків, наприклад преподобний Феодосій Києво-Печерський. Головне — щоб була воля Божа на Ваше чернецтво. І тоді Матір Божа все влаштує.
Але повторю ще раз: подорослішайте. Упевніться, що шлях подружнього життя — це не Ваш шлях. Або, можливо, Ваш? Адже однаково страшно і небезпечно як іти в монастир, маючи схильність до сімейного життя, так і одружуватися, по влаштуванню душі будучи ченцем. Не поспішайте і просіть у Бога напоумлення.
Cвященноинок Андрей: Здравствуйте отче. Возможно ли, с сегодняшней точки зрения Митрополии, венчание после снятия священного сана и расстрижения?
Архимандрит Феодосий: Здравствуйте. Если речь идет о белом духовенстве (женатом или целибате), то после снятия священного сана в отношении бывшего священнослужителя начинают действовать церковные правила, касающиеся мирян. Такой человек может вступать в брак (венчаться) в соответствии с обычными нормами. Именно снятие сана с представителей белого духовенства в былые времена и называлось “расстрижением”, поскольку лица духовного звания носили длинные волосы, а после снятия сана “расстригались”.
Если же речь идет о монашествующем духовенстве, то такого понятия как “расстрижение из монахов” просто не существует. Монашествующий священнослужитель может быть лишен сана священника, или диакона, но обеты, данные при монашеском постриге и само пострижение в монашество (схиму — большую или малую) никто отменить не может. Поэтому, в соответствии с канонами и практикой Православной Церкви, лишенный священного сана монашествующий, не может вступать в брак, а остается простым монахом. Если же он преступит это положение, то отлучается от причащения Святых Христовых Таин до тех пор, пока вновь не вернется к целомудренной жизни и не принесет покаяние.
Исключение в таком случае составляют лишь послушники, в том числе рясофорные (если они были облачены в рясу и клобук, но не произносили обетов в т.ч. безбрачия). Хотя такой уход из монастыря послушника вряд ли можно приветствовать, но он не запрещен. Для таких есть особое чинопоследование “ухода в мир”. После возвращения к мирской жизни бывший послушник может вступить в брак.
Если облаченный в клобук и рясу послушник (инок) был диаконом или священником, то по выходе в мир на него распространяются те же правила и нормы (в отношении вступления в брак), что и на представителей белого (целибатного) духовенства. То есть если он начнет сгибаться перед соблазном женитьбы, то придется выбирать: либо служение у престола, либо лишение сана и вступление в брак. И всегда следует помнить: после снятия сана вернуть его уже нельзя.
Андрій, студент-лінгвіст: Чи існують на Україні монастирі, де богослужіння відправляють не тільки церковно-слов’янською, а скажімо грецькою чи навіть українською мовами (навіть частково)? Маю на увазі Православну Церкву Московського Патріархату. Дякую
Архімандрит Феодосій: Шановний Андріє. Я не можу Вам відповісти про всі монастирі Української Православної Церкви, оскільки поки що не володію фактичним матеріалом. Але думаю, що можна зробити припущення з цього приводу.
Церква в устрої свого богослужіння дуже консервативна. У монастирях особливо суворо дотримуються богослужбових традицій та уставних правил. Це стосується навіть дрібниць. І як у монастирях, так і в приходських храмах, як правило, немає необхідності що-небудь міняти або усучаснювати в богослужінні, тим більше мову. Для слуху церковної людини, а тим більше ченця або черниці, Ви навряд чи знайдете що-небудь благозвучніше церковнослов’янського богослужіння. І в цьому немає нічого поганого.
Проте, Церква в місіонерських цілях (у тому числі і через монастирі) говорить з різними людьми на різних мовах богослужіння. Наприклад, на мові жесту в Київському Свято-Троїцькому Іонінському монастирі (богослужіння з сурдоперекладом), на сучасній українській мові (у окремих приходських громадах, де це вважають за необхідне), на старогрецькій та церковній грузинській мовах (у етнічних парафіях в Києві), на мові Брайля (через ікони для сліпих, видані Українською Православною Церквою).
(88)
Ця публікація також доступна на: Украинский