«В очередной раз Крестный ход Украинской Православной Церкви своей искренней молитвой объединил всю Украину. Простые люди, в отличие от многих политиков, это очень хорошо чувствуют. Именно поэтому Крестный ход 2018 года собрал рекордную цифру участников – около 250 тысяч православных верующих вышли на улицы столицы вознести свои молитвы Богу за мир в Украине и весь наш народ», – начинает нашу беседу Архиепископ Боярский Феодосий.


Владыко, как бы вы оценили прошедший Крестный ход УПЦ? Что он показал, на ваш взгляд?

– В первую очередь то, что никакую искусственную «Поместную Церковь» в Украине строить не нужно. Поместная Церковь у нас всегда была и есть. Это Украинская Православная Церковь во главе с Блаженнейшим митрополитом Онуфрием. Она самая многочисленная и абсолютно самостоятельная в своем управлении.

Украинская Православная Церковь соответствует двум признакам Поместной Церкви. Она является частью семьи Православных церквей мира, а также осуществляет свою миссию во всех областях нашей страны. Ярким свидетельством этому стало участие в Крестном ходе представителей других Православных церквей, а также верующих УПЦ со всех регионов Украины.

Поэтому в вопросе Поместной Церкви для Украины не стоит придумывать велосипед и создавать то, что уже давно создано.

Что бы вы сказали об огромном числе участников молитвенного шествия УПЦ?

– Первое – участников было бы еще больше, если бы массово по регионам не чинились препятствия верующим, желавшим отправиться в Киев на совместную молитву. Но, даже несмотря на это, рекордная численность верующих, принявших участие в Крестном ходе, посрамила те сомнительные социологические исследования, которые пытались убедить украинское общество в якобы маргинализации УПЦ и чуть ли не двукратном количественном перевесе паствы Киевского патриархата над УПЦ.

В этой связи я хотел бы обратить внимание читателей на очень важный для понимания момент. Никакие социологические опросы не могут дать объективную картину количества практикующих верующих в стране. Ведь они оперируют не статистикой наполненности приходов и монастырей. Такая статистика в Украине просто нигде не ведется. Социологические опросы дают лишь картину предпочтений, так скажем, «телезрителей», а не практикующих верующих.

Хотя даже и такие опросы иногда принципиально разняться между собой в цифрах. Например, сравните результаты опросов от грантовых Центров с результатами от авторитетной государственной организации – Института социологии Национальной академии наук Украины.

Последние показали, что УПЦ охватывает 39,4% верующих Украины. При этом к Киевскому патриархату себя относят 25% верующих. Интересно, что до сих пор никто из оппонентов УПЦ не оспорил эти результаты. На самом деле, реальные количественные показатели той или иной конфессии – это ее приходы, монастыри, священники, монахи и монахини. Вот теперь сравните.

В составе УПЦ насчитывается 12,5 тысяч приходов, более 200 монастырей, 11 тысяч священников, более 5 тысяч монахов и монахинь. И для сравнения все остальные православные конфессии Украины вместе взятые: около 6 тысяч приходов, немногим более 200 монахов и монахинь и т.д.

УПЦ это реально самая большая конфессия Украины с многими миллионами практикующих верующих.

Ваш комментарий в отношении Крестного хода УПЦ КП?

– С точки зрения православной традиции нельзя называть то шествие, которое прошло 28 июля, Православным Крестным ходом. Крестный ход – это Богослужение в движении. Участники Крестного хода непрестанно молятся и поют церковные песнопения.
В колоннах под эгидой Киевского патриархата помимо приверженцев этой религиозной организации прошли униаты, представители других конфессий, не связанных с Православием, да и вовсе атеисты наверняка были. Ведь по многочисленным сообщениям из регионов к этому шествию приглашали, а иногда и принуждали всех подряд, не поднимая вопросы веры. А Православный верующий, согласно канонам Церкви, не может молиться совместно с инославными. За такое следует отлучение от Церкви.

Помимо этого, в шествии КП были слышны политические лозунги и возгласы «Смерть врагам». Разве это является молитвой? Разве для этого собирается Крестный ход?

– И даже то, что в шествии кое-где и звучала молитва, ничего не меняет. Смешайте чистую и грязную воду. На выходе получится только грязная вода. Смешайте религию и политику. На выходе получится только политика.

Эксперты уже оценили вчерашнее участие Порошенко в шествии Киевского патриархата как элемент его предвыборной кампании. Со светской точки зрения в этом, наверное, нет ничего зазорного. Но с церковной… Как, например, после этого могут выглядеть «объединительные инициативы» того же Патриарха Варфоломея и его участие во внезапном продвижении «церковной автокефалии» для Украины? Получается, что Патриарх рискует единством Православного мира ради сиюминутной политической конъюнктуры с туманными перспективами? Разве это не выглядит странным для руководства Поместной церкви, претендующей вести за собой всю полноту Православия?

Вопросы риторические. Но от того, как на них ответит тот же Фанар, будет зависеть обозримая перспектива всего Православного мира.

Вернемся опять к социологии. Оппоненты УПЦ на протяжении последних лет пытались доказать, что паства УПЦ КП в два раза больше паствы УПЦ?

– Сама подготовка к Празднованию Дня Крещения Руси показала, что все эти цифры не имеют никакого отношения к реальной религиозной жизни страны. Вся Украина в этом году увидела, как власть на всех уровнях включила административный ресурс в отношении Крестных ходов. Со знаком «минус» для Украинской Православной Церкви, и со знаком «плюс» для УПЦ КП. Как сообщают наблюдатели с мест, бюджетники из многих регионов Украины в приказном порядке свозились на данное мероприятие. Для увеличения его численности к нему подтянули и верующих других религиозных организаций, в первую очередь УГКЦ.

Но тут оппоненты сами себя обыграли и перехитрили. Ведь если бы в реальности существовал настолько громадный перевес паствы УПЦ КП над УПЦ, то никого бы на шествие Киевского патриархата сгонять бы не приходилось.

Глава УГКЦ Святослав Шевчук обратился к делегации Константинопольского Патриархата как к «представителям нашей материнской Церкви». Что это значит?

– Это очень странно. Законно возникает крайне щекотливый вопрос – если Святослав Шевчук признает Константинополь материнской Церковью для греко-католиков, то как так получилось, что УГКЦ бросила свою матерь и перебралась под крыло новой матери – Ватикана?

Это даже по простым человеческим меркам недопустимо. Бросать свою мать и называть своей матерью совершенно другую женщину. Будем надеяться, что Глава УГКЦ, скажем так, оговорился.

На встрече делегации Константинопольского патриархата с президентом Украины прозвучало, что Фанар дарует автокефалию украинскому православию. Но только после урегулирования проблемы церковного раскола в Украине

– В данном контексте хотел бы отметить, что Православные церкви мира выразили свою позицию относительно того, как это следует сделать. По их мнению, урегулирование раскола должно происходить через возвращение отколовшихся от Православия структур в лоно единственной канонической православной Церкви Украины – Украинской Православной Церкви во главе с Блаженнейшим митрополитом Онуфрием.

Андрей Кряжев
Еженедельник “
Аргументы и Факты

 

(311)