20 декабря, в Неделю 29-ю по Пятидесятнице, викарий Киевской Митрополии епископ Боярский Феодосий совершил Божественную литургию в Крестовоздвиженском храме г.Киева. Его Преосвященству сослужило духовенство храма.

В завершение богослужения владыка произнес проповедь по теме Евангельского чтения (Лк.17:18-19).

Десять прокаженных были людьми, страдавшими заразной неисцелимой болезнью, отвергнутые обществом. И, будучи исцеленными Господом Иисусом Христом, они получили новую жизнь, возможность вернуться в свои селения, к своим семьям и вновь обрести радость бытия, которая уже была потеряна для них навсегда. Господь совершил для них величайшее благодеяние. Но лишь у одного из десяти оказалось благодарное сердце. Он вернулся, чтобы поблагодарить.

Почему же люди бывают благодарными или неблагодарными?
Как правило, благодарными бывают те, кто настрадался, поскорбел в своей жизни – люди неимущие, страдающие от болезней и неблагополучия, от бедности. Любое благодеяние от ближних они принимают с благодарной радостью.

Напротив, неблагодарностью отличаются люди состоятельные, благополучные, имеющие высокое положение в человеческом обществе. Им часто кажется, что они имеют недостаточно много, надо бы ещё. Все что имеют и получают от Бога, они воспринимают как должное, ничем не довольны, с завистью смотрят на более благополучных.

Бывают, конечно, и исключения из этих правил. Приятное исключение – когда богатый человек бывает благодарным Богу и милосердным к людям. К сожалению, такое встречается редко. Зато мы видим чаще неприятное исключение – когда бедный и несчастный, к тому же еще является и неблагодарным. Он ропщет, злится, ищет, кого обвинить в своих бедах. К сожалению, таков современный человек.

Итак, не богатство и бедность, не благополучие или несчастье делают человека благодарным или неблагодарным Богу. Не обстоятельства жизни являются причиной внутреннего устроения человека; счастливые и несчастные обстоятельства – лишь питательная среда для раскрытия человека. А настоящая причина людской благодарности или неблагодарности – это смирение или гордость человеческая.

В далеком IV веке святой Василий Великий отмечал, что “ныне многие впадают в порок людей злонравных, не уважая того, что у них есть, и желая, чего нет. Ибо, не думая о тех, которые их ниже, не изъявляют благодарности Благодателю за то, что имеют, а напротив того, при сравнении с тем, что и кто выше их, высчитывают, чего у них недостает, и не имея принадлежащего другим, печалятся и ропщут, как бы лишились своей собственности. Раб негодует на то, что он не свободен; воспитанный на свободе – что не высокого происхождения; знатный родом жалуется, что не слишком богат; богатый скорбит и сетует, что не правитель городов и народов; военачальник, что не царствует; царь, что не обладает всей подсолнечной, но что есть еще народы, не подклонившиеся под его скипетр. Из всего этого выходит то, что Благодатель ни за что не получает благодарности”.

Смиренное же сердце в каждом из этих положений найдет повод благодарить Бога: за кров, еду, семью, благосклонное начальство, за свои таланты, положение, здоровье. Ведь в каждом звании можно быть гордым или смиренным, благодарным или неблагодарным.

Вновь услышав сегодняшний евангельский рассказ, давайте задумаемся, а каков же каждый из нас? Благодарный я человек, или неблагодарный? Умею ли я благодарить Бога за каждый день жизни, за все, что имею? Каждый верующий человек должен постоянно испытывать себя в этом.

Все, что мы имеем – имеем от Бога. И наша благодарность Господу должна быть ежедневной – в молитве, сопряженной с покаянием. Молитвенная благодарность Богу и покаяние могут совершать чудеса: они очищают ум и сердце, просвещают внутреннего человека, делают духовное око ясным, ум рассудительным.

Давайте же будем трудиться над тем, чтобы стать благодарными Богу и людям!

 

СТОЛИЧНЫЙ БЛАГОВЕСТНИК

(68)

Ця публікація також доступна на: Украинский