Юбилей празднования 1030-летия Крещения Руси проявил новые тенденции в церковной жизни Украины, сделал явными скрытые настроения общества по отношению к Церкви. Каковы духовные итоги юбилея? Снята ли опасность неканонической легализации раскола? Каково духовное настроение украинской паствы? Когда наступит мир в Украине? Сегодня на эти темы – наша беседа с архиепископом Боярским Феодосием (Снигирёвым), викарием Киевской Митрополии, одним из основных спикеров Украинской Православной Церкви на Юбилейных торжествах 2018 года в Киеве.
Мы всегда, на протяжении тысячелетия, были Единой Церковью
– Владыка, первый вопрос очень важен в контексте прошедшего праздника и вообще украинских церковных событий последнего времени. Насколько глубока связь между Украинской Церковью и Московским Патриархатом, в истории и в настоящее время? Действительно ли Украинская и Русская – это разные Церкви, чуть ли не «враждующие» между собой, как говорят раскольники?
– Конечно, нет. Связь была – и есть – самая глубокая. Историческая и духовная. Мы всегда, на протяжении тысячелетия, были Единой Церковью. Из Киевской крещальной купели в 988-м году возникла Русская Церковь, которая распространила евангельскую веру и церковную жизнь по всей территории тогдашней Руси. Ведь и сам святой князь Владимир, как и его бабушка, равноапостольная Ольга, родился под Псковом, а впоследствии был князем Новгородским. Потому он так ратовал, чтобы православная вера распространялась и на север, и на юг, и на восток, и запад. По всей Руси.
Древнерусская Церковь тогда была в каноническом статусе православной митрополии Константинопольского патриархата. В дальнейшем, в связи с войнами и разорениями, резиденция Митрополита Киевского и всея Руси была перенесена во Владимир-на-Клязьме, а затем в Москву. Перенос руководящего центра Киевской Митрополии был официально утверждён Константинопольским Патриаршим Синодом. Затем, в XV веке, вследствие исторических событий произошло временное отделение Западнорусской Митрополии вместе с Киевом от остальной части Русской Церкви. Разделение это продлилось без малого 230 лет, и в XVII веке единство вновь было восстановлено.
Так что духовно мы всегда были единой Церковью. Административно было по-разному. В новейшее время, в конце XX века, после распада Советского Союза и образования независимого Украинского государства, Православная Церковь Украины стала самостоятельной, получила права широкой автономии и полной независимости в своём управлении. По сути, наша Украинская Церковь получила права, которых никогда ранее в истории не имела. При этом у Украинской Православной Церкви остаётся полноценная духовно-каноническая связь со всей Русской Церковью.
– В свете сказанного вами возникает вопрос, который часто задают украинские раскольники: почему Московский Патриархат является Материнской Церковью для Киева, а не наоборот? Ведь Москвы ещё даже не было во время Крещения Руси? И Константинополь постоянно повторяет, что он – Церковь-Мать для Украины?
– Раскольники, как обычно, употребляют здесь традиционную для себя подмену понятий. В расчете на безграмотность слушателя. В церковно-правовой терминологии Церковь-Мать (или Кириархальная Церковь) – это Патриархат, или Поместная Церковь, в состав которой на данный момент канонически и административно входит данная церковная территория. Это вовсе не та Церковь, от которой была воспринята в свое время православная вера. С такой логикой Кириархальной Церковью для всего православного мира была бы сейчас Иерусалимская Церковь. И никак иначе. Но ведь это совсем не так.
И для Украины Кириархальной Церковью сегодня является Русская Православная Церковь, нравится это кому-то или не нравится. Даже если, условно говоря, взять в расчёт оспариваемое сейчас некоторыми историками с Фанара переподчинение Западнорусской Митрополии в XVII веке, то это ничего не меняет. Канонические правила определяют срок в 30 лет на утверждение незыблемости канонического подчинения данной территории определенному епископу. По факту этого подчинения, без последующей полемики. Чтобы не было свар и нестроений в Церкви. А здесь прошло уже более 300 лет. Какое непризнание? О чем вообще они говорят? Такое ощущение, что некоторые «богословы» дальше своего кабинета ничего не видят и даже в окошко не выглядывают.
– Напомните, пожалуйста, в цифрах, насколько велика сегодня Украинская Православная Церковь: сколько приходов, священников, верующих?
– Украинская Православная Церковь – это самая большая конфессия Украины. В её составе насчитывается 12,5 тысяч приходов, более 250 монастырей, 12 тысяч священников, более 5 тысяч монахов и монахинь. Для сравнения: остальные православные конфессии Украины, вместе взятые, имеют около 5 тысяч приходов, немногим более 200 монахов и монахинь.
Что касается количества верующих, думаю, что это многие миллионы. Но это количество не поддается точному исчислению, статистика такого рода на местах не ведётся. И по праздничному Крестному ходу в Киеве, который собрал 250 тысяч верующих, можно сделать определённые выводы. Ведь на Крестный ход едет не большинство верующих, а лишь немногие, хотя и изо всех епархий. Если же учесть, что далеко не все желающие смогли добраться до Киева или даже организовать выезд из-за препятствий власти, которые чинились во всех регионах на разных уровнях… Вот этих «немногих» и набралось в один день в одном городе 250 тысяч.
Опросы проводятся среди респондентов, которые не знают, какой рукой перекреститься
– Наши оппоненты ссылаются на соцопросы и статистику, в частности, на показания Центра политических и экономических исследований им. Разумкова, который, как известно, обслуживает интересы антироссийских политических сил Украины.
– Во-первых, результаты разных соцопросов диаметрально разнятся, иногда до противоположности. А во-вторых, и это главное, никакие социологические опросы не дают объективной картины религиозной жизни страны. Они ничего не говорят о количестве практикующих верующих. А ведь это и есть религиозная картина. Они оперируют не статистикой наполненности приходов и монастырей, а дают лишь спектр предпочтений, так скажем, «телезрителей». Не реально верующих людей, а всех подряд. Опросы проводятся среди респондентов, которые зачастую не знают, какой рукой перекреститься. Но зато очень хорошо знают, чему их научили по телевизору: какая Церковь «правильная», а какая «вражья».
На самом же деле, реальные показатели количества верующих той или иной конфессии – это её приходы, монастыри, священники, монахи и монахини. То, о чём мы говорили выше.
– Последние несколько месяцев в прессе муссируется тема предоставления «Томоса об автокефалии Украинской Церкви», которая была поднята украинскими политиками. Обращением к Константинопольскому Патриарху Президент Порошенко и Верховная Рада нарушили разделение Церкви и государства, как указано в статье 35 украинской Конституции, не так ли?
– Да, безусловно. Попытки вмешательства в религиозную жизнь общества, которые демонстрируют политические деятели Украины, можно назвать неконституционными. И это не только пресловутое Обращение, о котором Вы говорите. После него чиновники разных рангов, каждый в соответствии со своим положением, взялись активно «работать» над этим вопросом: дипломаты, районные и областные руководители и т.д.
Делать Церковь разменной монетой в политических играх народ Божий никому не даст
– Несведущая в церковных вопросах аудитория так рассуждает: что плохого в инициативе политиков? Что плохого, если в Украине появится своя Церковь, автокефальная?
– В Украине есть своя Церковь. Абсолютно самостоятельная и самая многочисленная. Это Украинская Православная Церковь. Возможности и права нашей широкой автономии намного больше, чем у многих православных Церквей, имеющих Автокефальный статус. Это объективный и важный факт: права самостоятельности нашей Церкви намного больше, чем у многих Автокефальных православных Церквей. И верующие УПЦ в большинстве своем это понимают. Понимают и ценят. Но в то же время ценят и духовное единство со всей полнотой Русской Церкви, основанной святым князем Владимиром, о чём мы уже говорили. На данном историческом этапе подавляющее большинство епископата, священства и рядовых членов нашей Церкви удовлетворены её каноническим статусом и не инициировали его изменения. И я уверен, что делать Церковь разменной монетой в политических играх народ Божий никому не даст.
Нам говорят, что автокефалия снимет внутреннее напряжение и противление у раскольников, уврачует раскол. Говорят, что они вернутся в лоно церковное. Но это обман. Никакая автокефалия ничего не уврачует, это все прекрасно понимают. Для исцеления раскола нужна не автокефалия, а покаяние, осознание своей экклесиологической неправоты, как следствие – восполнение «таинств», законное рукоположение их «священства». Разве они на это сейчас готовы идти? Напротив, мы слышим со стороны раскольников всё более агрессивную риторику о захватах лавр, храмов и т.д.
Но дело даже не в этом. Следует понимать, что инициатива политиков по «предоставлению автокефалии» не имеет прямого отношения к канонической и самой многочисленной православной Церкви Украины. Под этой инициативой маскируется лишь желание неканонической легализации украинских церковных расколов – УПЦ КП и УАПЦ. Вот об этом идет речь, просто маскируется всё неким «Томосом об автокефалии».
В самом рассматриваемом вопросе заложена подмена понятий. УПЦ КП не нуждается ни в какой «автокефалии», то есть независимости. Они и так ни от кого не зависят и «автокефальны». Эта структура нуждается не в автокефалии, а в легализации в мировом церковном сообществе. Вот чего они так желают. Но в то же время не хотят войти дверью, а пытаются перелезть через забор.
Ведь всё просто. Для их возвращения в лоно мирового Православия дверь открыта, но для этого нужно следовать определённым правилам – канонам Церкви. Это простой и понятный путь, и он открыт.
– И все же, если Патриарх Варфоломей в одностороннем порядке всё-таки решит легализовать УПЦ КП?
– Если же вопрос в том, пойдет ли Патриарх Варфоломей на нарушение канонического порядка в Церкви ради легализации украинских расколов, то последние сведения с межправославных консультаций и встреч по этому вопросу свидетельствуют, что Патриарх уже понимает весь комплекс украинской проблемы. И вряд ли захочет взять на себя ответственность за непредсказуемые последствия такого шага.
В этом плане есть большая надежда и на встречу Святейших Патриархов Кирилла и Варфоломея, запланированную на конец августа. Зная мудрость, каноническую твердость и дипломатический опыт нашего Патриарха, разделяю надежду украинской паствы, что эта встреча не только снимет напряжение по украинскому вопросу, но и принесёт общее потепление и конструктив в межправославные отношения.
– Дай Бог, чтобы так и было. Но в своих интервью Филарет уже говорит о том, что Киево-Печерская и Почаевская лавры, другие святыни должны быть «экспроприированы» у канонической Церкви.
– Действительно, в своих последних интервью лидер УПЦ КП Филарет постоянно повторяет, что в случае канонической легализации его структуры они будут претендовать на имущество и на имя Украинской Православной Церкви. И к этому будут привлекать украинских законодателей, чиновников, политиков. Уже заранее разработаны и лежат в комитетах Верховной Рады специальные антицерковные рейдерские законопроекты для реализации этих планов.
К чему это может привести? Боюсь, что это может стать спусковым механизмом к полномасштабному гражданскому противостоянию на религиозной почве. Мне кажется, это очевидно любому здравомыслящему человеку.
Бог не в силе и ненависти, а в правде и кротости
– Однако сам Филарет, лукавя, как всегда, в недавнем заявлении опроверг мнение, что силой будут захватываться лавры и монастыри УПЦ.
– Да, попытался опровергнуть, когда, видимо, ему объяснили, что раньше времени говорить – повредить делу. И чем он подкрепил свои опровержения? Своим честным словом? Но если можно было бы верить его слову, то в Украине до сих пор не было бы никакого раскола (вспомним его архипастырское слово перед Крестом и Евангелием уйти с поста и не вносить смуту в 1992-м г.). Чем ещё? Размышлениями, как все верующие вдруг дружно и добровольно перейдут в Киевский патриархат? Это мы тоже наблюдаем в Западной Украине, когда верующих изгоняют из построенных ими храмов, игнорируют решения судов. И при этом говорят: «Всё добровольно». Это всё сказки для телезрителей. Думаю, Филарет прекрасно понимает, чего он хочет и как он это планирует делать.
Но Бог не в силе и ненависти, а в правде и кротости. Наша паства надеется и верит, что политики и раскольники всё-таки не пойдут на эти безумные и саморазрушительные шаги. Если же пойдут, то верующие будут защищать свои святыни как смогут.
– А если не смогут?..
– Если даже предположить, что кто-то планирует полномасштабные гонения на Церковь в Украине, как это было при коммунистах, то верующим всё равно нет повода падать духом. Ведь, как говорит народная пословица, Бог не в брёвнах, а в рёбрах. Будем молиться по домам, мы это уже проходили. Но следует всегда помнить: с Божией помощью Церковь всё равно выстоит, и «врата адовы не одолеют ее» (Мф. 16, 18). Тем более что мы знаем: Киев – это один из уделов Божией Матери, и верим, что Она не попустит верующим больших испытаний, чем они смогут понести. Я всё-таки думаю, что до силового противостояния дойти не должно.
Церковь не разжигает противостояние и ненависть, а призывает к миру
– УПЦ сейчас находится в трудном положении: Российская Федерация в Украине объявлена страной-агрессором. Тем не менее Украинская Православная Церковь сохраняет каноническую связь с Московским Патриархатом. Насколько лояльно само украинское общество к верующим УПЦ?
– В трудном положении сейчас находится не только УПЦ, а весь украинский народ. И верующие, как часть этого народа, не исключение. Но, в отличие от других конфессий Украины, наша Церковь представляет всю страну во всём её разнообразии. Она реально объемлет всю Украину от края до края. И, как ни одна другая конфессия, в лице своих верующих представляет все без исключения регионы.
Поэтому наша Церковь, как общность верующих из всех регионов, прекрасно понимает, что проблему войны в Украине нельзя примитивно сужать до «войны между двумя странами». Эта проблема намного шире и глобальней. Справедливо говорят украинские социологи, что у нас в стране, и не только на линии фронта, сейчас происходит противостояние двух разных взглядов на мир, двух разных ментальностей, двух разных общественных самоидентификаций. Прозападной, с одной стороны, и провосточной, прорусской, если хотите, с другой стороны. Обе эти основные ментальные группы украинского общества долгое время жили мирно, считали себя и называли себя украинскими, строили нашу страну на паритетных началах.
Вообще же в Украине, как в полиэтническом и многоликом государстве, есть и другие значимые общественные фракции со своей исторической памятью и мировоззрением. И это разнообразие раньше никогда не было проблемой. Мы всегда составляли единое украинское общество, многоликое, но спокойное и мирное.
И, естественно, везде присутствовала и присутствует по сегодняшний день Украинская Православная Церковь. Миллионы наших верующих молятся и созидают монастыри и храмы, от Закарпатья и до Донецка и Луганска, от Чернигова и до Симферополя. Обратите внимание: Украинская Православная Церковь – единственный общественный институт в современной Украине, который сумел в эти тяжелые годы структурно и территориально сохраниться в полной мере, не потерпев ущерба. Почему так? Секрет простой – Церковь не разъединяет, а объединяет. Не разжигает противостояние и ненависть, а наоборот, стремится её погасить и призывает к миру. Пусть все части украинского общества живут и развиваются свободно и спокойно, и тогда нам всем будет мирно и хорошо в общем доме. Так мыслит и так действует Украинская Православная Церковь. Если бы так поступали и политики, трагедию сегодняшнего дня можно было бы предотвратить.
– Владыка, как вы думаете – далеко ли до настоящего мира в Украине?
– Думаю, что все внешние факторы конфликта потеряют силу, если будут урегулированы наши внутренние противоречия, если украинское общество не на словах, а на деле станет единым. А единство для Украины возможно лишь в разнообразии. Так сложилось исторически, и ничего с этим не поделаешь. Чтобы достичь этого единства в разнообразии, следует избегать радикализации общества и разжигания ненависти на национальной и религиозной почве. Нужно стремиться к диалогу и уважению разных точек зрения, взаимному прощению. Верю, что такой путь смог бы в обозримой перспективе привести к примирению и окончанию конфликта. Да поможет нам Господь.
(15)
Ця публікація також доступна на: Russian