Prestolnyi-Prazdnik-V-Pusche-Voditse-03Интервью с Преосвященным Феодосием, епископом Боярским, викарием Киевской Митрополии, состоялось в последние дни 2014-го года. Об этой уходящей странице летоисчисления и начался наш разговор. 


Перед лицом общих опасностей Церковь сплачивается,
наносные нестроения отходят на задний план
 

– Заканчивается 2014 год. Каким он был для Вас, Ваше Преосвященство, как епископа Украинской Православной Церкви?

– Наверное, таким же, как и для всего церковного большинства – и скорбным и благодатным. Скорбным в связи с кончиной нашего Предстоятеля, Блаженнейшего Митрополита Владимира, который был отцом для всех нас. Скорбным и трагичным был этот год и в связи с событиями в стране, войной, смертью, надвигающейся нищетой и разрухой, и на фоне всего этого – активизацией враждебных для Церкви настроений и сил, возобновившимися, впервые после 90-х, захватами православных храмов.

А благодатным 2014 стал в контексте тех же событий: “когда умножился грех, стала преизобиловать благодать” (Рим.5;20). Перед лицом общих опасностей Церковь сплачивается, наносные нестроения отходят на задний план, Церковь покидают или становятся очевидными для всех чуждые элементы – случайные или корыстные люди. Вновь, как и в период советского давления, главное становится главным, а шелуха отсеивается. Все ощутимее теперь твердость братского плеча в среде священнослужителей и мирян.

И то, что в такое время Господь избрал для нас Предстоятелем Блаженнейшего Митрополита Онуфрия – также знак особой милости и благодати Божией к нашей Церкви в этом году. Ведь любое несоответствие этому высокому сану – фальшь, светскость, жестокость, а также слабость позиции или излишняя компромиссность в принципиальных вопросах в трудные исторические периоды могут быть гибельны для Церкви. Или, по крайней мере, очень вредны. Слава Богу, вслед за приснопамятным Блаженнейшим Митрополитом Владимиром, мы также имеем в лице владыки Онуфрия достойнейшего Предстоятеля – по-монашески молитвенного и милостивого, в то же время твердого и принципиального. Блаженнейший без страха, с надеждой и упованием на Бога смотрит на трудности и опасности в жизни Церкви и украинского общества.

– Какие уроки должны вынести верующие  из политических потрясений в стране?

– И верующие, и неверующие наши сограждане должны вынести одинаковые уроки: такие же, какие вынесли ниневитяне из проповеди пророка Ионы. Вера в Бога, покаяние в грехах и благодарность Богу за благоденствие – лучший залог от любых потрясений и бед. К большому сожалению, противоположные этим добродетелям грехи взорвали нашу страну – отступление от веры отцов и своей Церкви, гордость и превозношение на пустом месте, неблагодарность Богу за мир и благополучие, которое имели. Чтобы вновь все стало хорошо, думаю, нашим людям нужно будет еще много потрудиться в покаянии над уврачеванием этих пороков.

Прежде всего, нужно защитить себя
от какой бы то ни было 
политической пропаганды

– Владыка, не только общество, но и церковная среда разделилась по политическим взглядам. Как правильно выставлять приоритеты верующему человеку, чтобы политические настроения не доминировали над религиозными?

 – Чтобы у верующего человека политические настроения не доминировали в его жизни, прежде всего, нужно защитить себя от какой бы то ни было политической пропаганды. Перестать раз и навсегда смотреть телевизор. Для получения информации о жизни общества в спокойном ключе, лучше читать. Например – пользоваться интернетом. Почему? Потому что при чтении, в отличие от смотрения ТВ, всегда есть возможность в любой момент остановиться и подумать, проанализировать фразу или мысль, которую прочитал. От потребления чего-то заведомо вредного, например, антицерковного есть возможность заранее отказаться. Также есть возможность, и это необходимо делать, сравнивать новостную информацию из противоположных источников, чтобы хоть приблизительно быть объективным в собственном анализе.

Телевидение такой возможности не дает. Человек не успевает ни задуматься, ни сравнить, ни проверить, ни сопоставить со своим внутренним опытом то, что смотрит. Он просто потребляет, не успевая переварить, информационный поток, как правило, ложный, и очень быстро одурманивается, начинает мыслить и чувствовать “как все”. При этом он уверен в своей правоте. И жалко таких телезрителей, и страшно.

Это крайне вредно для любого человека, но особенно вредно для верующего, у которого главными в жизни должны быть другие интересы и приоритеты, другие стремления и другое чтение. И конечно, совершенно неприемлемо, когда верующие, забыв о высоте своего призвания и глубине своего падения, заражаются политикой настолько, что несут ее вместе с ее склоками в церковную ограду.

На некоторых приходах архиерейского богослужения
не было никогда в истории, на других –  более 20-30 лет
 

– Исполняя обязанности викария Киевской митрополии, окормляя Северное викариатство столицы, что Вы вынесли духовно полезного из этого послушания?

– Для себя главную пользу от этого послушания я вижу в приобретенном, с Божией помощью, опыте. У меня уже был двухгодичный опыт управления Броварским викариатством Киевской епархии, включавшим в себя север Киевской области, в том числе зону отчуждения Чернобыльской АЭС. Теперь есть материал для сравнений и размышлений, появилось более объемное видение и понимание достижений и проблем нашей епархии, задач стоящих перед священноначалием и путей их разрешения.

 – Бытует мнение, дескать, зачем Предстоятелю столько помощников-епископов? Что Вы думаете по этому поводу, ведь до 1990 года в Киеве насчитывалось что-то около 20-ти приходов, сейчас – более 200? 

– Так понимаю, вы спрашиваете о епископах-викариях, помогающих Блаженнейшему управлять Киевской епархией через викариатства? Дело в том, что Предстоятель Украинской Православной Церкви одновременно является и архиереем, управляющим Киевской епархией. Оба эти Креста, возложенные Богом на Блаженнейшего Митрополита,  уверен, очень тяжелы. Во всех отношениях: и в духовном, и в молитвенном, и в административном. Поэтому у Блаженнейшего владыки есть вспомогательный инструментарий – структуры и помощники, посредством которых он руководит Церковью. В Предстоятельском служении это Священный Синод и Синодальные отделы, в управлении Киевской епархией – шесть епископов, управляющих викариатствами, епархиальные отделы. Не так много – всего шесть из четырнадцати викарных архиереев Киевской Митрополии. К ним, по благословению Блаженнейшего, относится и Ваш собеседник. 

– А зачем нужны викариатства и управляющие епископы, ведь раньше обходились в Киеве и без этих должностей?

– Во-первых, потому, что как Вы заметили, до 1990 года в Киеве было 20 приходов, а сейчас – более 200. Плюс столько же приходов в Киевской области, относящихся к Киевской епархии. Это около 700 приходских священнослужителей – больше ста клириков, подопечных каждому викарию. А Предстоятель несет нагрузку по руководству всей Украинской Православной Церковью, что занимает основную часть его времени и сил. В то же время многочисленное духовенство и верующие Киева и области нуждаются в очень пристальном архипастырском внимании. Поэтому Блаженнейший Митрополит Владимир в свое время делегировал часть своих обязанностей и полномочий своим викариям, учредив викариатства.

Это был очень мудрый шаг. Для меня это стало очевидным, когда погрузился в епархиальную жизнь. На некоторых приходах архиерейского богослужения не было никогда в истории, на некоторых уже более 20-30 лет. Многие храмы стояли неосвященными, хотя и готовыми к освящению. Многие проблемные ситуации на приходах годами не решались, в то же время прекрасные идеи и начинания духовенства годами не могли быть реализованы. Очень многое было в подвешенном состоянии, все держалось только на добросовестности и добропорядочности отдельных благочинных, либо рассыпалось, когда этих качеств недоставало.

Понемногу, с Божией помощью, благословением и советом Блаженнейшего ситуация стала исправляться. Да и само духовенство в подавляющем большинстве было радо новому дыханию в жизни епархии и приходов.

– Владыка, можно услышать и такое мнение: неужели благочинных недостаточно, чтобы управлять Киевской епархией под руководством Блаженнейшего? 

– Видите ли, как показывает жизнь, в ситуации епархии первопрестольного города – недостаточно. Ведь каждый приход, каждый священник и диакон, а иногда и мирянин нуждаются в пристальном и постоянном внимании архиерея. Это вполне возможно в обычной, рядовой епархии. Но если епархиальный архиерей одновременно является и Предстоятелем Церкви – практически невозможно. Такая же, между прочим, ситуация и в Москве, где сам Патриарх является правящим архиереем, а его викарии осуществляют окормление епархии.

Духовенству и приходам онтологически необходимо именно архипастырское попечение. А при существующей общецерковной нагрузке на Предстоятеля УПЦ, уделять внимание каждому приходу Киева и области, или священнику, или проблемному вопросу Блаженнейшему Митрополиту очень сложно.

Благочинные делают свое дело, несут свое послушание достаточно ответственно и тщательно, но их труды не могут заменить собой архипастырского окормления. Ведь задача благочинного состоит не в апостольском созидании церковной жизни и не в управлении Церковью. Это не его “дары”, не его функции. Священник-благочинный – это помощник архиерея в его церковном попечении, строительстве и руководстве. Не более того. У каждого в Церкви – свое служение, как писал апостол Павел: “Иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями” (1Кор.12;28).

Церковь не светская корпорация, где нужны просто эффективные менеджеры высшего и среднего звена, которых можно назначать на любые должности или менять местами. Каким бы ни был талантливым, опытным и заслуженным священник, но есть сакральные функции созидания Церкви, присущие только епископу – в силу благодати, полученной епископом в хиротонии, а не в силу его личных деловых качеств. И священник не может эти созидательные апостольские функции принимать на себя и исполнять, хотя бы и очень этого хотел.

Точно так же, как мирянин, даже самый благочестивый, молитвенный и кроткий не может брать на себя священные функции и совершать Божественную Литургию или другое Таинство, хотя бы и желал этого, потому что ему это просто не дано от Бога. А любой священник, даже самый, казалось бы, нерадивый – может и совершить Таинство, и ходатайствовать о пастве перед Богом с особой силой, которая ему дарована в рукоположении. Несмотря на его личные качества, или даже грехи.

Каждый в Теле Христовом должен заниматься своим делом, а не чужим, как и апостол учит:  “Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы?” (1Кор.12;29), “Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны” (1Кор.12;21). Тогда мы будем исполнять волю Божию. Таково церковное устройство, установленное Богом. И там, где оно нарушается или извращается, или где телега поставлена впереди лошади, это идет во вред церковной жизни. 

Цель работы Церковного суда – не наказание, а исправление 

– Владыка, Вы назначены Председателем церковного суда Киевской епархии.  Ранее не приходилось слышать, чтоб церковный суд рассматривал какие-либо вопросы. Скажите немного и об этом. 

– Церковный суд Киевской епархии только что создан, поэтому он пока не рассматривал никаких вопросов. Думаю, что по мере поступления дел, которые благословит рассмотреть в суде Блаженнейший Митрополит Онуфрий, мы начнем работать. Работа суда будет основываться на канонических правилах и постановлениях Православной Церкви. При этом целью работы суда, как сказал в своем напутственном назидании Блаженнейший владыка, будет не наказание нарушителей, а приведение их к покаянию и исправлению.

– А чем занимается Ставленническая комиссия Киевской епархии, которую Вы возглавляете? 

– Мы экзаменуем кандидатов на рукоположение в священный сан для Киева и Киевской области. Проверяем знания по тем церковным дисциплинам, которые в первую очередь необходимы в священнослужении. Также оцениваем общую “церковность” кандидатов, понимание ими духовной жизни и богослужения, уровень их практической подготовки.

– У всех ли получается сдать экзамен и стать священником? 

– Как правило, из десяти двое-трое не проходят экзамен. Но, если у комиссии нет принципиальных возражений, они получают возможность со временем, подготовившись, пересдать.

Украинская Православная церковь имеет огромный авторитет
в стране и за рубежом
 

– Предстоятель Церкви часто благословляет Вам присутствовать на официальных встречах в посольствах различных стран в Украине. Что  Вы вынесли из этого послушания? 

– Прежде всего, понимание того, что нашу Церковь и ее Предстоятеля знают в мире, внимательно прислушиваются и интересуются их мнением по общественным вопросам. Ведь Украинская Православная Церковь – наибольшая религиозная организация в стране. И даже если это кому-то не хочется замечать, наша Церковь является выразительницей настроений большей части наших сограждан. Не смотря на все политические перипетии и информационные бури. Международная дипломатия это прекрасно понимает. Особенно к нашей позиции повышенный  интерес и внимание проявляют полномочные представители тех стран, которые небезразличны к судьбе Украины и ее народа.

– В прошлом году, в период, когда Украинская Православная Церковь председательствовала во Всеукраинском Совете Церквей и религиозных организаций, Блаженнейший Митрополит Владимир поручил Вам возглавлять работу Секретариата этой организации. Каковы Ваши впечатления от межконфессиональной работы у нас в стране? 

– Это было очень сложное в политическом отношении время – конец 2013, начало 2014г. Мы выработали за этот период целый ряд общих документов и заявлений по текущей ситуации в стране, провели ряд встреч с руководством Украины и лидерами оппозиции. Общую позицию, которая в ВСЦиРО определяется консенсусом, приходилось иногда вырабатывать кропотливым трудом, в силу разности взглядов на политические события у лидеров и представителей разных конфессий. Тем не менее, тогда казалось, что наши усилия должны были дать положительные результаты. И начало этих результатов мы уже, по-видимому, наблюдали. Но, к сожалению, сдержать волну насилия нам оказалось не под силу. Так что впечатления от работы в ВРЦиРО двоякие: нам есть в чем сотрудничать и  взаимодействовать, в то же время эта работа непростая. 

От Рождающегося Богомладенца желаю мира в стране,
мира в умах и сердцах 

– И напоследок, Владыка, что Вы пожелаете нашим читателям в преддверии Рождества Христового?

– Самое главное, чего хочется пожелать от Рождающегося Богомладенца в наступающем году всему нашему народу – это мира. Мира в стране, мира в умах и сердцах, без которого мир в стране невозможен. Мы многие десятилетия слышали от своих отцов и дедов, как важен мир и как необходимо его беречь. Так часто слышали, что перестали понимать и чувствовать важность и истину этих слов. От всего сердца желаю вашим читателям упования и надежды на Бога, веры в то, что мир наступит, и мы вновь научимся его ценить.

Беседовал Сергей Герук

СТОЛИЧНЫЙ БЛАГОВЕСТНИК

(43)

Ця публікація також доступна на: Украинский